Роль Арктики в сценариях геоэкономического и геополитического мироустройства возрастает с каждым годом. Растет конкуренция стран Арктического региона в вопросе разграничения арктического шельфа. Чтобы обосновать право на расширение своих территорий зарубежные политики используют исторические образы, при этом зачастую приуменьшая роль Российского государства и ставя под сомнение территориальные границы РФ в Арктике. Внести ясность и обосновать российское присутствие на «спорных» территориях поможет проект «Политические и этнокультурные границы Российской Арктики: от концептуализации к реконструкции процесса пространственной социализации».
«Задача — изучить процесс формирования пограничных районов и границ Российской Арктики. Предметно-географическое исследование будет посвящено изучению эволюции российского арктического фронтира на территории современного российско-финско-норвежского пограничья от буферной зоны до территории с четкими политическими границами. Это так называемый „район южного Варангера“ и запад Мурманской области: полуостров Рыбачий, река Печенга, — поясняет автор проекта, директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков. — Этой границе нет и двухсот лет. Уникальная зона, последний фронтир Западной Европы в ХIХ веке».
Впервые споры о границе начались в XIII веке, но итоговый раздел территории состоялся шесть столетий спустя — в1826 году.
«Справедливость установки границ всегда вызывала споры. Например, известный раздел между Норвегий и Россией „серой зоны“ Баренцева моря в 2010 году разочаровал большое количество рыбопромышленников Русского Севера. Многие не понимали природы установленной границы. То же самое было и в 1826 году: наши соседи получили больше, чем ожидалось в ходе переговоров. Любопытная аномалия, в ходе работы над проектом будет интересно разобраться в причинах произошедшего», — говорит Константин.
По словам ученого, историческое прошлое всегда создает образ идентичности (связи) территории с определенным народом. В этом плане Арктика интересна тем, что технологии, позволяющие осваивать зону высоких широт появились не сразу, а следственно представления о территории и его значении для государства менялись, во много это объясняет позднее появление границ России в Арктике. Политическим границам предшествовали символические, связанные с фактическим присутствием на местности жителей конкретного государства.
«Границы — это в большой степени система образов. Хозяйственная деятельность, присутствие объектов культа, названия географических объектов на определенном языке — все это формирует определенные идентичности территории с конкретным народом и государством, а также их символические рубежи на конкретном географическом пространстве. Потом эта система образов обретает необходимый политико-юридический каркас в форме делимитаций и демаркаций границ, заключения договоров. Поэтому проект называется „реконструкция процесса пространственной социализации“. Пространственная социализация — это процесс выстраивания разных измерений границ государства: политических, экономических, этнокультурных… Он происходит также как социализация человека. Как ребенок проходит разные этапы интеграции в общество: садик, школа, институт, так и любая местность, чтобы стать частью государства, должна пройти этапы активного взаимодействия с человеком и социумом на ней живущим. Проект включает в себя изучение того, как проходило это взаимодействие, как формировались этнокультурные границы, и как они превращались в жесткие, то есть политические границы», — дополняет автор проекта.
Исследование продлится два года, его основой станет изучение документальных источников из архивов шести разных стран. В результате впервые будет создана фундаментальная научная база обоснования политических и этнокультурных границ Европейской части Российской Арктики. На проведение этой масштабной работы Российский научный фонд выделил два миллиона рублей в рамках конкурса исследовательских проектов молодых ученых.
Как упоминалось ранее, на данный момент всего два проекта молодых ученых вузов АЗРФ получили целевую поддержку РНФ для выполнения научных проектов этом году. Оба они разработаны учеными САФУ. Кроме Константина Зайкова, грант получил Александр Тамицкий с проектом «Ландшафт памяти и память ландшафта: мемориальная культура коренного населения Российской Арктики в условиях социокультурных трансформаций».