«Одним из основных маркеров северной идентичности была географическая приверженность - респондентам нравился сам факт жизни на Севере (74% опрошенных) и рождения там (57%). Чувство гордости, вызываемое культурой и достопримечательностями Севера, выбрали только 18% опрошенных. При этом каждый пятый молодой человек (21%) сказал, что гордится известными земляками и выдающимися личностями, когда-либо проживавшими на Севере и внесшими вклад в его развитие», - говорится в сообщении.
К такому выводу пришла группа исследователей из Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск) в рамках масштабного социального исследования, нацеленного на изучение того, какие образы и мысли формируют территориальную идентичность молодежи, проживающей в северных регионах, которые входят в Арктическую зону России. Для получения подобных данных исследователи провели опрос среди 8,5 тыс. молодых людей в возрасте 16-35 лет, проживающих во всех регионах Арктической зоны России.
В рамках этого опроса ученые попросили добровольцев пояснить, считают ли они себя жителями Севера или Арктики, а также описать свое отношение к региону и желание покинуть его или остаться жить и работать в Заполярье. Выяснилось, что молодые люди и девушки из Арктической зоны России больше относят себя к «северянам», чем к «жителям Арктики», а их желание продолжить жизнь в регионе было очень сильно связано с тем, насколько была выражена у них географическая приверженность.
Набор маркеров северной идентичности и то, насколько они сдерживают миграционные настроения. Источник: Анна Симакова
Как отметила один из авторов открытия, старший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Анна Симакова, сейчас ученые проводят аналогичные исследования среди пенсионеров региона и трудовых мигрантов. Эти данные, по словам исследователей, помогут раскрыть мотивационные драйверы миграционных потоков в Арктической зоне России и снизить отток населения из региона.
Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в «Социологическом журнале» (прим. - Пресс-служба РНФ).
Если вы хотите стать героем публикации и рассказать о своем исследовании, заполните форму на сайте РНФ.