Ученые Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в рамках изучения коллекции античных предметов великого князя Александра Михайловича Романова, внука Николая I, обнаружили уникальный предмет – целую, с археологической точки зрения, амфору с колесовидным оттиском.
Как сообщили исследователи, такой вид клейма долгое время вызывал споры у археологов и историков. Некоторые были убеждены, что такие оттиски оставляли в наиболее известных центрах производства керамических изделий, например, в греческом полисе на острове Фасос. Однако в ходе сравнения разных археологических находок было установлено, что изготавливали такие сосуды в греческом городе Аканф в Халкидике в IV веке до н.э.
Сосуды из этого полиса в деталях повторяют морфологию амфор соседнего Фасоса, крупного центра производства тары в античности, поэтому хронологическую принадлежность амфор проводят именно по схожести с хорошо описанными изделиями из Фасоса.
«Характерные особенности описанной нами амфоры также позволяют высказать гипотезу о хронологии аканфских клейм, она точно копирует по форме фасосскую биконическую тару, которая существовала в третьей четверти IV столетия до н.э.», – отметил заведующий кафедрой истории древнего мира СГУ Сергей Монахов.
На своем веку коллекция князя Александра Михайловича пережила землетрясение 1927 года в Ялте и пожар в "Восточном музее" в 1941 году, поэтому многие артефакты были повреждены, а документация на них была утрачена, сообщили археологи СГУ. Именно поэтому установить принадлежность многих предметов какому-либо античному комплексу на данный момент невозможно.
Исследователи СГУ познакомились с коллекцией великого князя еще в 1988 году, и, по их словам, привел их к ней азарт и желание увидеть уникальный предмет, упомянутый Б.Н. Граковым еще в 1930-е годы.
«Освещение в музейном помещении тогда отсутствовало, и мы с маленьким фонариком и наощупь осматривали коллекцию великого князя в надежде найти единственную на тот момент в мире целую амфору с колесовидным клеймом», – рассказал Монахов.Сосуд оказался фрагментирован: у него была отколота одна из ручек и ножка, а также отсутствовала часть венца. Через много лет в ходе комплексного исследования коллекции Ялтинского краеведческого музея специалисты смогли отыскать вторую ручку, на которую было нанесено идентичное колесовидное клеймо.