Завершили цикл интерактивных лекций грантополучатели Фонда — Анна Дыбо — рассказом о генеалогии и спасении тюркских языков и Николай Макаров, известный историк и археолог — лекцией «Невидимая Русь: в поисках суздальских некрополей». Видеозаписи всех лекций доступны на официальных ресурсах РНФ.
Проект «Хранители культурного наследия» в формате живых встреч с известными учеными родился из одноименного мультимедийного онлайн-проекта РНФ. Погрузиться в тему каждого исследования и практически побыть его участником можно с помощью сайта — «Хранители культурного наследия», который через фотографии и видео, аудиозаписи и 3D-графику рассказывает о богатейшей культуре России, перипетиях научного процесса, невероятно увлекательной и важной работе ученых, связанной с изучением и сохранением культуры разных регионов и национальностей России.
В России проживает 193 народа, которые говорят на 156 языках и 295 диалектах. Эти языки и диалекты объединяются в 12 языковых семей. К алтайской семье, второй по численности после индоевропейской, принадлежит группа тюркских языков — татарский, башкирский, чувашский, якутский, тувинский, хакасский, карачаево-балкарский, кумыкский и другие.
Почему важно сохранять диалекты, а не только учить литературной норме слушатели лектория узнали от лингвиста, член-корреспондента РАН, доктора филологических наук и руководителя Отдела урало-алтайских языков Института языкознания РАН Анны Дыбо
«Тюркские языки по количеству говорящих в России занимают второе место (после говорящих на славянских языках). Но более печальная статистика говорит о том, что их треть находится под угрозой исчезновения. Язык умирает, если дети не слышат родную речь от родителей. Также язык беднеет без диалектов. Когда у старших членов семьи — носителей диалектов остается все меньше поводов говорить на своем языке, дети в семье и в школе слышат уже подчиненный литературной норме язык, диалектизмы вымываются из речи. В результате речь жителя одного региона больше не отличается от соседнегоУзнать больше об экспедициях филологов и фольклористов, которые стараются реинкарнировать языки, о создании атласа диалектов тюркских языков и даже послушать народные песни можно на сайте проекта.
Язык внутри себя сохраняет глубинные пласты культуры. С утерей языка какой-то фрагмент мирового культурного наследия неминуемо утрачивается, а этого не хотелось бы. Особенно сегодня, когда у нас есть достаточно хорошие средства для сохранения нашего богатства»
«Для меня никогда не стоял вопрос о том, зачем сохранять наследие. Материальные памятники дают более достоверную, глубокую картину истории того, как жили наши предки.
Русь — одна из самых невидимых культур, она оставила крайне мало материальных следов, но современные технические средства и археологические методики позволяют нам видеть и фиксировать намного больше, чем более ранним исследователям. Работа в сотрудничестве с геофизиками позволила нам, без преувеличений, в чистом поле найти места раскопок графа Алексея Уварова, который стоял у истоков исследования суздальских древностей и раскопал 780 курганов.
У нас нет задачи раскопать все целиком (это и невозможно), но задокументировать и сохранить найденное, сделать хотя бы малую часть невидимой Руси снова видимой — вполне в наших силах. Например, мы надеемся воссоздать ландшафт XXI-начала XXII вв., восстановить часть курганных насыпей. а на месте курганного могильника на р. Мжаре открыть археологический парк», — делится планами академик РАН, доктор исторических наук, директор Института археологии РАН Николай Макаров.
Источник: пресс-служба РНФ
Надеемся, выступления наших лекторов вдохновили вас и побудили узнать больше об истории и культуре своей семьи и региона. А, быть может, и записаться в экспедицию, чтобы стать Хранителем культурного наследия страны.