Новости

6 марта, 2025 17:57

Школа РНФ прошла в Казанском (Приволжском) федеральном университете

5 и 6 марта в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КФУ) проходила Школа РНФ. Участники встретились с руководством Фонда, узнали о грантовой поддержке и экспертизе на семинарах и мастер-классах для ученых, поделились результатами исследований, поддержанных грантами РНФ, в формате научно-популярных лекций. В мероприятии также принимали участие представители вузов Казани.
Открытие Школы РНФ в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Источник: Инна Басырова

5 марта в КФУ состоялось торжественное открытие Школы Российского научного фонда. С приветственным словом выступили: Андрей Блинов, заместитель генерального директора РНФ, Рифкат Минниханов, президент Академии наук Республики Татарстан, Альберт Гильмутдинов, помощник Раиса Республики Татарстан, Дмитрий Таюрский, первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ.

Заместитель генерального директора РНФ Андрей Блинов поблагодарил КФУ за приглашение и организацию Школы РНФ.


Андрей Блинов. Источник: Инна Басырова

«Школа РНФ — это диалог о том, как работает грантовая система, как работает Фонд, как оценивают заявки», — подчеркнул Андрей Блинов.

Президент Академии наук Республики Татарстан Рифкат Минниханов в своем выступлении отметил, что РНФ — основной инструмент системной массовой поддержки фундаментальных и прикладных исследовательских проектов. Он рассказал о взаимодействии Академии наук Республики и Российского научного фонда и предложил Фонду принять участие в новых инициативах, реализуемых академией.

Рифкат Минниханов. Источник: Инна Басырова

Дмитрий Таюрский, первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ подчеркнул, что для ученых очень важно быть знакомыми с требованиями и правилами конкурсов, которые постоянно актуализируются, чтобы соответствовать научно-технологической повестке.


Дмитрий Таюрский. Источник: Инна Басырова

На семинаре, посвященному грантовой поддержке РНФ, заместитель генерального директора Фонда Андрей Блинов рассказал об основных направлениях грантовой поддержки, системе научной экспертизы, особенностях конкурсного отбора а также дал практические советы по подготовке заявок. Гранты РНФ даются безвозмездно и безвозвратно на выполнение конкретных программ и проектов на условиях, предусмотренных грантодателем. Андрей Блинов объяснил, что грант может быть потрачен на вознаграждение руководителю, исполнителям проекта, вспомогательному персоналу, а также на закупку приборов, научного оборудования, расходных материалов и комплектующих, необходимых для проведения исследований по проекту. Кроме того, грант может расходоваться на участие в конференциях с целью представления результатов исследования, оплату научных публикаций, оплату услуг сторонних организаций, связанных с научно-исследовательской работой. После выступления Андрей Блинов ответил на вопросы слушателей.  

В первый день также прошел семинар для экспертов РНФ. Система экспертизы Российского научного фонда признается эталонной на различных площадках. Эксперты РНФ рассказали о подходах к организации научной экспертизы, формировании экспертного корпуса и подбора экспертов для оценки научных проектов, работе экспертов и обработке результатов экспертизы. 

Участник семинара для экспертов Российского научного фонда. Источник: Пресс-служба РНФ

Заместитель генерального директора РНФ Андрей Блинов подчеркнул, что экспертные советы состоят из числа ученых, которым доверяет научное сообщество. Кроме того, экспертиза РНФ основана на выборном принципе формирования экспертных советов.

Заведующий кафедрой Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, доктор биологических наук, член экспертного совета по инициативным проектам Ольга Ильинская призвала потенциальных экспертов внимательнее заполнять заявки и учитывать необходимые требования.

Главный научный сотрудник Казанского института биохимии и биофизики Казанского научного центра РАН, доктор биологических наук, член экспертного совета по инициативным проектам Фарида Минибаева рассказала о том как оценивается научный задел в разных конкурсах и на что обращают внимание члены экспертного совета. Она подчеркнула, что в любой заявке на получение гранта важна оригинальная идея и демонстрация готовности достичь результатов. 

Главный научный сотрудник КФУ, доктор биологических наук, член экспертного совета по региональным конкурсам Альберт Ризванов отметил, что регион сам заявляет сумму финансирования, которую готов выделить на научные исследования. РНФ, в свою очередь, софинансирует проекты. Особенность региональных конкурсов состоит еще и в том, что эксперты не всегда понимают специфику региона. Поэтому важно, чтобы заявитель ссылался на нормативные акты, региональные стратегии научно-технологического развития. Это поможет членам экспертного совета подходить к оценке заявок более адресно.

Главный научный сотрудник Института органической и физической химии имени А. Е. Арбузова – обособленного структурного подразделения ФИЦ «Казанский научный центр Российской академии наук», доктор химических наук, член экспертного совета по проектам молодых ученых Дмитрий Яхваров рассказал, что при экспертизе молодежных проектов члены экспертного совета часто видят заявки, которые дублируют «взрослые» проекты. По словам Дмитрия Яхварова, это связано с тем, что молодые ученые, начиная свою карьеру, уже работают в сформированных коллективах, которые развивают определенное направление. Поэтому при экспертизе довольно сложно бывает вычленить те заявки, которые нацелены на получение новых результатов и формирование оригинальных научных областей. 

Отдельный блок Школы РНФ был посвящен работе координаторов. Координатор обеспечивает взаимодействие грантополучателей организации, которую он представляет, с Российским научным фондом. На семинаре начальник Управления программ и проектов РНФ Игорь Проценко рассказал о задачах координаторов от организаций и коммуникации с Фондом. Опираясь на лучшие практики работы координаторов, участники обсудили вопросы эффективного сотрудничества.

Завершился первый день Школы РНФ лекторием, на котором выступил Михаил Варфоломеев, заведующий кафедрой разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов КФУ, кандидат химических наук, член Совета при Президенте России по науке и образованию. В лекции он поделился опытом реализации научного проекта от идеи к опытно-промышленному применению. В рамках гранта РНФ и поддержке индустриальных партнеров Михаилу Варфоломееву с коллективом удалось разработать методы подземной частичной переработки тяжелой нефти.

Участники Школы РНФ. Источник: Инна Басырова

Второй день Школы РНФ в Казанском федеральном университете начался с традиционного открытого микрофона с заместителем генерального директора РНФ Андреем Блиновым. Участники задавали вопросы и делились мнением о работе Фонда. 

На дискуссии, посвященной формуле успешного руководителя научного проекта, участники обсудили управленческие навыки и компетенции, которые важны для лидера научной команды. Спикеры — опытные руководители проектов, поддержанных Российским научным фондом. Среди них: Александр Шемахин, доцент Высшей школы киберфизических систем и прикладной электроники КФУ, кандидат физико-математических наук; Ирек Мухаматдинов, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) «Внутрипластовое горение» Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, доцент кафедры разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов, кандидат технических наук; Иван Стойков, заведующий кафедрой органической и медицинской химии КФУ, доктор химических наук; а также Михаил Варфоломеев.

Заведующий кафедрой разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов КФУ, кандидат химических наук, член Совета при Президенте России по науке и образованию Михаил Варфоломеев отметил, что помимо компетенций, знаний, ума, для лидера научной команды важна скорость принятия решений. 

«В практике работы с индустрией мы с командой научились новым навыкам: оперативному формированию идей, запуску без промедлений, своевременному доведению до научного результата. С РНФ руководителю проекта всегда можно быть спокойным и уверенным.  Работа Фонда оперативная, все проблемы решаются быстро, и сложностей в этом процессе никаких не возникает. Я хотел бы это отметить и сказать РНФ большое спасибо».

Завершил программу Школы РНФ мастер-класс «Инструменты РНФ по формированию положительного имиджа науки в обществе». Заместитель начальника Управления программ и проектов – начальник отдела по связям с общественностью РНФ, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию Мария Михалева представила эффективные форматы коммуникации с обществом и средствами массовой информации. 


Участники мастер-класса. Источник: Пресс-служба РНФ

Доцент Высшей школы киберфизических систем и прикладной электроники КФУ, кандидат физико-математических наук Александр Шемахин подчеркнул, что популяризация, несомненно, необходима не только для руководителей проектов, но и для сотрудников научного коллектива.  

«Для аспирантов, например, можно популяризировать то, что мы делаем среди студентов младших курсов, а для магистрантов — среди школьников старших классов, получится такой тимбилдинг, и мы начнем еще лучше понимать друг друга. РНФ в плане популяризации предоставляет множество возможностей. И конечно, важно соблюдать баланс между рабочим процессом при реализации проекта, представлением его результатов на конференциях, в статьях, и широкой популяризацией, чтобы продвигать все сферы деятельности».

На мастер-классе обсудили процессы и механизмы формирования положительного имиджа исследований внутри научного сообщества и за его пределами, а также рассмотрели успешные кейсы научной коммуникации. 


Видео мероприятий доступны по ссылке.


24 марта, 2025
Андрей Блинов выступил на заседании участников Ассоциации технологических компаний «Национальные чемпионы» в НИУ ВШЭ
14 марта в Институте менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ заместитель генерального д...
18 марта, 2025
«Научный стендап»: грантополучатели РНФ рассказывают о своих исследованиях на сцене проекта «Комсомольской правды»
Медиагруппа «Комсомольская правда» реализует второй сезон просветительского проекта «Нау...