Новости

7 июня, 2023 18:41

Интерактивные лекции грантополучателей Фонда: Елена Леванова рассказала, как ученые спасают и популяризируют наскальное искусство (видео)

Лекция «Как ученые создают 3D-модели наскальной живописи, которая завтра может исчезнуть» стала экватором научно-просветительского проекта РНФ и Музея Москвы «Хранители культурного наследия». Елена Леванова, археолог, кандидат исторических наук, руководитель Центра палеоискусства Института археологии РАН и грантополучатель РНФ рассказала о пещерных памятниках России, о которых ничего не знает гугл, и о большой команде исследователей, которая работает над документированием и сохранением наскальной живописи в Кемеровской области, Хабаровском крае и других регионах страны.
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФЛекция «Как ученые создают 3D-модели наскальной живописи, которая завтра может исчезнуть» стала экватором научно-просветительского проекта РНФ и Музея Москвы «Хранители культурного наследия». Елена Леванова, археолог, кандидат ис
3 / 4
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФ
Источник: Пресс-служба РНФЛекция «Как ученые создают 3D-модели наскальной живописи, которая завтра может исчезнуть» стала экватором научно-просветительского проекта РНФ и Музея Москвы «Хранители культурного наследия». Елена Леванова, археолог, кандидат ис
«Увы, многие люди не понимают, насколько наскальное искусство ценно и красиво. Нас научили считать, что Мона Лиза – это красиво, ее стремятся увидеть. Но пока мы не разглядим, что бегущие лоси – это тоже красиво, мы не сможем сохранить наше наследие. Это огромный пласт культуры, и я мечтаю, чтобы наши дети и взрослые знали о нем, посещали виртуальные туры по памятникам наскального искусства, как на сайтах Лувра, Британского музея или Третьяковской галереи, читали хорошие книги. Не сочтите за рекламу, если я порекомендую отличную книгу Елены Долговесовой о первобытном искусстве для детей – «Самая большая и древняя картинная галерея в мире», - делится Елена Леванова.
Термином наскальное искусство обозначают различные росписи, петроглифы (выбитые изображения), которые нанесены на открытые скальные поверхности. В России много памятников под открытым небом, одни из самых известных – онежские и беломорские петроглифы (они находятся в списке Всемирного наследия Юнеско). Не менее знаковый памятник наскального искусства – Томская писаница в Кемеровской области.


Томская писаница, петроглифы эпохи неолита. Источник: Е. А. Миклашевич, правообладатель - Музей-заповедник «Томская писаница»/Институт археологии РАН

«Казалось бы, камни прочные, могут стоять столетиями, что с ними будет? Но на самом деле, камень рушится под воздействием ветра, дробится, со временем обрастает лишайниками, которые закрывают изображение, часть изображений погружается под воду и теряется навсегда. А еще присутствует человеческий фактор: есть люди, которые почему-то любят оставлять граффити на память о своем визите, мусор и следы от костра, не читая табличек о том, что находятся на территории археологического памятника.

Учитывая масштаб, физически невозможно охранять все наскальное искусство в нашей стране (порой мы даже не знаем точного местонахождения памятников и в экспедициях ищем их заново), но я надеюсь, что через популяризацию знаний о его ценности древнее искусство можно спасти от вандализма. В том числе для этого мы выпускаем буклеты, различные справочные материалы, проводим выставки, создаем виртуальные туры и трехмерные модели», - говорит Елена Леванова.

Хабаровский край, по берегам Амура, одной из самых буйных рек, лежат валуны. Вода легко переворачивает их, ежегодно экспедиции археологов находят здесь новые петроглифы. Источник: Елена Леванова

Несмотря на то, что многие памятники наскального искусства в России находятся под открытым небом, туристам добраться до них бывает не так просто. Иногда объекты закрывают из-за погодных условий, подъема уровня воды и других причин.
«Предположим, у вас есть возможность приехать и увидеть памятник вживую. Важно, чтобы он был правильно освещен, иначе неподготовленным взглядом вы не увидите рисунков. Тем более, если они находятся под слоем граффити. Краску можно очистить, но на это могут уйти месяцы. Более того, я всегда обращаю внимание активистов на то, что проводить расчистку археологических памятников нужно вместе с реставраторами, иначе есть риск вместе с краской счистить пигмент и навредить больше, чем помочь», - объясняет Елена Леванова.
3D-модели наскальной живописи позволяют встретиться с искусством даже из дома, детально рассмотреть изображение при хорошем освещении, убрать текстуру, увеличить его и даже покрутить. Вы можете познакомиться с ними на сайте спецпроекта РНФ «Хранители культурного наследия». Также 3D-модели помогают исследователям проявить стертые изображения, которые не видны глазу и фотоаппаратуре.
«Одним 3D-моделированием работа исследователя не ограничивается. Это лишь один из самых видимых результатов нашего труда. Для сохранения и документирования наскальной живописи, накопления информации для базы данных мы используем плановую и перспективную аэрофотосъемку, лазерное сканирование, спутниковую геодезию, картографирование и другие методы. Количество инструментов постоянно растет, и это радует», - говорит Елена Леванова.
Еще больше материалов по данной теме можно найти по QR- кодам на слайдах презентации.
 
 13 июня в 19:00 приглашаем всех желающих на интерактивную лекцию Анны Дыбо «Как ученые ищут исчезающих родственников тюркских языков». Вход свободный, необходима регистрация: https://mosmuseum.ru/events/p/l

15 апреля, 2024
Эксперты РНФ оценят заявки на всероссийский фото-конкурс "Снимай науку!"
C 15 апреля канал приглашает фотолюбителей, журналистов, ученых, студентов и всех желающих принять...
3 апреля, 2024
Владимир Беспалов назначен генеральным директором Российского научного фонда
Опубликован Указ Президента Российской Федерации о назначении Беспалова Владимира Александровича ген...