Новости

29 января, 2024 15:20

Обнаружены аномально высокие внутренние волны в проливе Карские ворота

Источник: ТАСС
Ученые из России выяснили, что в проливе Карские ворота могут возникать аномально высокие внутренние волны, высота которых может достигать примерно 40 м. Существование этих колебаний следует учитывать при прокладке кабелей, добыче ресурсов и при обеспечении безопасности судоходства. Результаты исследования, поддержаного Российским научным фондом, опубликованы в журнале Remote Sensing.
Источник: заведующий лабораторией морских полярных исследований Морского гидрофизического института РАН, кандидат физико-математических наук Игорь Козлов
Источник: заведующий лабораторией морских полярных исследований Морского гидрофизического института РАН, кандидат физико-математических наук Игорь Козлов
3 / 4
Источник: заведующий лабораторией морских полярных исследований Морского гидрофизического института РАН, кандидат физико-математических наук Игорь Козлов
Источник: заведующий лабораторией морских полярных исследований Морского гидрофизического института РАН, кандидат физико-математических наук Игорь Козлов

При взаимодействии морских течений с неровным дном пролива Карские ворота регулярно возникают аномально мощные внутренние волны высотой до 40 м. Открытие столь мощных внутренних волн может быть полезным в решении прикладных задач, связанных с разведкой и добычей нефтегазовых месторождений в Арктике, прокладкой трубопроводов и подводных коммуникаций, обеспечением безопасности судоходства по Северному морскому пути.

Это открытие сделала группа российских океанологов под руководством заведующего лабораторией морских полярных исследований Морского гидрофизического института РАН (Севастополь) Игоря Козлова при изучении пролива Карские ворота. Он представляет собой один из самых активных участков Северного Морского пути, который при этом характеризуется быстрым течением вод.

Российских океанологов заинтересовало то, как взаимодействия этих потоков воды с морским дном и друг с другом будут влиять на поведение поверхности Северного Ледовитого океана, в том числе на характер и свойства появляющихся на ней волн. Для получения подобных сведений специалисты изучили спутниковые снимки поверхности Карского и Баренцева морей, а также совершили в 2021 году экспедицию в Карские ворота на борту исследовательского судна «Академик Иоффе».

Поиски невидимых волн

На борту «Академика Иоффе» был установлен термопрофилеметр, специализированный научный прибор, который позволил ученым впервые проследить за тем, как колебалась температура воды в Карских воротах на глубине от 20 до 60 м. В комбинации с видеосъемкой при помощи дрона, это позволило исследователям определить размеры волн, направление и скорость их распространения в толще океана.

«Этот прибор представляет собой кабель длиной около 50 м, который погружается в воду с борта судна вертикально вниз, измеряет температуру воды по всей своей длине и в онлайн режиме передает измерения на экран компьютера. Именно благодаря ему мы смогли зарегистрировать интенсивные колебания температуры морской воды на глубинах от 20 до 60 м», - пояснил Козлов, чьи слова передает пресс-служба РНФ.


Источник: заведующий лабораторией морских полярных исследований Морского гидрофизического института РАН, кандидат физико-математических наук Игорь Козлов

Эти замеры показали, что при ослаблении приливных течений в Карских воротах периодически возникают аномально крупные внутренние волны, высота которых составляет порядка 40 м. Подобные колебания сильно влияют на процесс перемешивания воды в толще Северного Ледовитого океана, а также переносят большие количества энергии, порядка 1-2 мегаджоулей. Их существование следует учитывать при организации судоходства и при строительстве морской инфраструктуры, подытожили ученые.

О внутренних волнах

Внутренние волны представляют собой особые колебания, которые возникают не на поверхности, а в толще жидкостей, в которых присутствует несколько слоев или зон с различной плотностью и другими физическими свойствами. Эти невидимые глазу колебания отвечают за перенос энергии в толще Мирового океана и они могут мешать движению судов и оказывать разрушительное действие на подводную инфраструктуру.

27 марта, 2024
Машинное обучение помогает точно определять соленость моря в Арктике
Российские ученые разработали новый алгоритм для определения солености поверхности воды в Северном Л...
22 марта, 2024
От чего зависит ускорение потепления Арктики?
Ученые впервые количественно оценили, как обмен воздушными массами между полярной и остальной частью...