Всего в ходе экспедиции было пробурено 2 скважины – глубиной 150 и 120 метров. Для ученых полученные образцы – это буквально учебник истории.
«Только в ледниковых кернах в виде воздушных включений содержится информация о газовом составе атмосферы в прошлом. Мы можем восстановить информацию о загрязнении атмосферы за последние сотни и тысячи лет. Это единственный источник, из других данных эту информацию получить невозможно», - рассказывает руководитель экспедиции Владимир Михаленко. Часть кернов отправится в ледовое хранилище, которое специально для этого создается на французской антарктической станции «Конкордия» для будущих поколений исследователей.
Изучение керна – это не только вопрос палеоклимата. В случае с Эльбрусом речь идет об устойчивом развитии целого региона России. На Кавказе ледники стремительно разрушаются – из-за этого горные породы становятся менее устойчивыми, а реки и озера – более водными, что приводит к катастрофическим природным процессам.
Экспедиция состояла из 7 человек, среди которых были представители Института географии РАН, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Московского государственного университета в составе В.Н. Михаленко, С.С. Кутузова, И.И. Лаврентьева, П.А. Торопова, А.В. Козачек, Н.Э. Елагиной, А.В. Смирнова и С. дель Бен.
Оборудование и снаряжение к месту проведения полевых работ на Западное плато Эльбруса и обратно были доставлены вертолетом компании HELIACTION.
Экспедиция проходила в сложнейших погодных условиях. В течение 28 дней пребывания на плато данная территория находилась в активной фронтальной зоне на периферии малоподвижного обширного циклона на Европейской территории России. В результате в течение 10 дней преобладала облачная погода с осадками и ветром, скорость которого в порывах на высоте 1,5 м над поверхностью в порывах достигала 24 м/сек. Максимальный суточный прирост толщины снежного покрова по рейкам составлял +20 см. Минимальная температура воздуха за весь период составила -18°С, максимальная +4°С. Часто работы приходилось вести ночью, чтобы солнечные лучи не нагревали буровой снаряд и не повредили керн.
Участники проекта выражают большую благодарность компании HELIACTION и ее пилоту А. Давыдову, сотрудникам Эльбрусской учебно-научной станции Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и ее директору А.Д. Олейникову, а также всему коллективу Института географии РАН за огромную помощь в организации и проведении данной экспедиции. Финансирование проекта было осуществлено за счет гранта РНФ 17-17-01270.
Экспедиция проводится в рамках международного проекта Ice Memory, в рамках которого уже состоялось три миссии: во французских Альпах (2016 г.), боливийских Андах (2017 г.) и российском Алтае (2018 г.). Следующие точки бурения – гора Килиманджаро в Африке и ледник Мера в Непале.