19 февраля, 2021 16:37

Инверсию магнитного поля Земли обвинили в вымирании неандертальцев

Источник: ТАСС
Исследование древних окаменевших деревьев каури и компьютерная модель климата в ту эпоху показали, что изменение направления магнитных полюсов Земли 42 тыс. лет назад могло серьезно изменить климат планеты. Среди последствий этого события ученые называют вымирание многих видов – в частности, неандертальцев и мамонтов. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science, кратко об этом пишет пресс-служба Российского научного фонда (работа поддержана грантом РНФ под руководством Ирины Мироновой - прим. ред. сайта rscf.ru).
Источник: Nikola Solic/Reuters
Влияние ослабленного магнитного поля в период пониженной солнечной активности на содержание озона по всей планете. Цветовая шкала в единицах Добсона (DU). Источник: Cooper et al. / Science, 2021
Климатические изменения в период совпадения ослабленного поля и минимума солнечной активности. Показаны температурные аномалии земной поверхности. Цветовая шкала в Кельвинах (°K). Источник: Cooper et al. / Science, 2021
3 / 4
Источник: Nikola Solic/Reuters

"Цепочка наших рассуждений об этом событии выстраивается от находки 2019 года в Новой Зеландии – окаменелого дерева каури. Благодаря исследованию его годичных колец мы уточнили датировку [события Лашамп] и смогли синхронизовать данные от разных источников", – рассказал один из авторов работы, сотрудник СПбГУ и Физико-метеорологической обсерватории Давоса Евгений Розанов.

В центре исследования было так называемое событие Лашамп – кратковременное изменение магнитного поля Земли, датировку которого ученые знали лишь примерно – 41,4±2 тыс. лет назад. Ранее исследователи не знали, как это событие повлияло на жизнь на планете. Окаменевшее дерево каури (Agathis australis), найденное в 2019 году в Новой Зеландии, дало им такую возможность.

Оно застало большую часть события Лашамп, поэтому исследование годовых колец этого дерева рассказало ученым об особенностях окружающей среды той эпохи. Исследователи сопоставили эти данные с хроникой изменения магнитного поля, которая сохранилась в горных породах, следами космического излучения во льдах Антарктиды и Гренландии и другими природными факторами. Кроме того, авторы работы воспользовались компьютерной моделью атмосферы нашей планеты.

Они пришли к выводу, что во время события Лашамп магнитное поле Земли уменьшалось в течение примерно полутора тысяч лет. Из-за этого до поверхности планеты добиралось больше космического излучения, чем раньше.

Примерно тем же временем датируются первые образцы наскальной живописи, сделанные охрой. Ученые связывают эти два факта: неандертальцы и Homo sapiens могли чаще прятаться от ультрафиолетового излучения в пещерах, а охру применять сперва для защиты от солнечного света, и уже потом – для отпечатков ладоней и рисунков на стенах пещер.

Другим последствием инверсии магнитных полюсов могло быть вымирание неандертальцев, а также других видов животных и растений.

Некоторые ученые считают, что сейчас северный магнитный полюс движется примерно с той же скоростью, что и во время события Лашамп. Авторы исследования опасаются, что если нечто похожее произойдет в ближайшее время, последствия могут быть катастрофическими, ведь атмосфера Земли и так перенасыщена парниковыми газами. Поэтому они, кроме прочего, призывают снизить выбросы углекислого газа до того, как подобная событию Лашамп катастрофа произойдет снова.

27 марта, 2024
Машинное обучение помогает точно определять соленость моря в Арктике
Российские ученые разработали новый алгоритм для определения солености поверхности воды в Северном Л...
22 марта, 2024
От чего зависит ускорение потепления Арктики?
Ученые впервые количественно оценили, как обмен воздушными массами между полярной и остальной частью...