КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00516

НазваниеТранзитивное и виртуальное пространства - общность и различия

РуководительМарцинковская Татьяна Давидовна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г.  , продлен на 2022 - 2023. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-550 - Психология

Ключевые словавиртуальное пространство, интернет, транзитивность, неопределенность, множественность, изменчивость, информация

Код ГРНТИ15.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на изучение сходства и различий в феноменологии и закономерностях двух пространств – интернета и современной транзитивной действительности. Актуальность данной проблемы определяется постоянно увеличивающимся влиянием сети Интернет, которая становится все более значимой в современной меняющейся действительности. Актуализация интереса психологии к данной проблематике связана и с тем, что психологическая феноменология транзитивного общества определяется двумя его параметрами – изменчивостью и множественностью. В современной ситуации транзитивности множественность контекстов подразумевает, безусловно, и множественность подходов к ее анализу. И проблема современного виртуального пространства становится одной из ведущих. Множественность и изменчивость характерны и для Интернета, который становится одним из важнейших институтов социализации, влияя на когнитивное развитие, самореализацию, коммуникацию людей. Поэтому крайне значимым становится исследование психологической феноменологии и закономерностей, определяющих сходство и различия двух наиболее актуальных для современных людей жизненных пространств. В то же время проблема их сравнительного анализа еще не ставилась ни в психологии, ни в смежных науках, а потому является принципиально новой и с теоретической, и с практической точки зрения. В процессе работы над проектом предполагается изучение особенностей содержания и структуры идентичности в транзитивном и виртуальном пространствах, а также специфики коммуникации в них. В фокусе исследования будет находиться анализ процессов получения и переработки информации, также как и роль ведущего канала переработки информации в процессе социализации в ситуациях изменчивости и множественности социокультурных контекстов. Предполагается также сравнение специфики трудностей, возникающих при взаимодействии людей в ситуациях интернет-коммуникации и транзитивности. Для этого будут модифицированы имеющиеся методики и разработаны новые опросники и проективные методики. В целом, в результате работы над проектом будут получены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающие психологические закономерности социализации людей в новой жизненной ситуации и в новых жизненных пространствах.

Ожидаемые результаты
В процессе работы над проектом будет разработан новый методологический конструкт, соединяющий разработанные коллективом теоретические и исследовательские парадигмы, включающие культурно-исторический подход и конструкт психологического хронотопа. Эта методология даст возможность обобщить полученные в работе эмпирические материалы, открыть и описать основные закономерности и условия, определяющие сходство и различия в психологической феноменологии транзитивного и виртуального пространства. Будут получены новые данные о содержании идентичности в транзитивном пространстве и ее связи с разными видами виртуальной идентичности, а также о специфике образа мира в разных пространствах. Будут также получены новые данные и доминирующих стилях идентичности в разных пространствах и раскрыта взаимосвязь между стилем идентичности, образом мира и трудностями, возникающими в процессе деятельности и общения в транзитивном и виртуальном пространствах. Будут разработаны новые методы изучения феноменологии транзитивного и виртуального пространства, а также модифицирован уже имеющийся у коллектива инструментарий. Этот инструментарий, в том числе и аппаратные методики, будут апробированы в процессе работы и собраны в методическое пособие. Исследовательская деятельность, проводимая в рамках проекта, даст возможность получить материалы, раскрывающие новые тенденции и детерминанты, определяющие позитивные и негативные аспекты социализации и идентификации молодежи и людей зрелого возраста в ситуации множественности, изменчивости и неопределенности современного социального и интернет пространства. Разработанный инструментарий может быть использован для оценки психологического микроклимата как отдельных групп, так и психологического благополучия конкретного человека. Важной отличительной особенностью данного инструментария будет его способность предсказать возникающие тенденции в развитии транзитивного общества и Интернет коммуникации, а также выявить изменения в содержании разных видов идентичности подростков и молодежи. В целом, будут получены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающих психологические закономерности социализации людей в новой жизненной ситуации и в новых жизненных пространствах.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В течение первого года, точнее, полугодия, работы по проекту, была начата работа по конструированию теоретической модели, на основании которой выстраивались исследовательская парадигма и дизайн работы. Было проведено несколько эмпирических исследований, в которых уточнялся дизайн и инструментарий экспериментальной работы, опубликовано 3 статьи в WoS, одна из них также включена в российскую базу РИНЦ и ВАК, 3 статьи в журнале ВАК и РИНЦ, а также подготовлена еще одна статья для публикации в журнале ВАК «Вестник РГГУ. Психология. Педагогика. Образование». Первые результаты были представлены на двух конференциях. Информация о полученных результатах была опубликована в СМИ. Первый вариант теоретической модели конструируется исходя из того, что в современной ситуации соединяются транзитивное и виртуальное пространства. Эти два вида пространства можно представить, по аналогии с гештальтпсихологией, как два поля – психологическое и физическое. Реальное пространство и время жизни людей в транзитивном мире с разной степенью гармонии связано с тем субъективным конструктом пространства и времени, которое человек выстраивает в виртуальном мире. Можно также предположить сходство разных видов транзитивности (кризисной и текучей) с разными видами работы в виртуальности (on-line и off-line). Связь между сетевым и транзитивным пространствами проявляется в неопределенности и множественности контекстов, групп, языков, вариантов идентичности. Для операционализации этих теоретических положений, создания исследовательской парадигмы и конструирования дизайна работы, необходимо было определить, на основании каких критериев возможно сравнение закономерностей и феноменологии этих двух пространств. Внешней феноменологией в данном случае является сравнение числа лайков и перепостов (в сети), и социальный статус или число цитирований (h-индекс). При этом число групп социализации является важным показателем и в транзитивном реальном обществе, и в сетевом, виртуальном пространстве. Было выдвинуто предложение, что связь между этими пространствами может быть изучена на основании валентности различных стимулов, которая может быть определена при исследовании концентрации внимания, а также на основании эмоционального отклика (переживания) на разные стимулы – как образные, так и вербальные. При этом в качестве специфического виртуального пространства могут рассматриваться и кинофильмы, вызывающие сильный эмоциональный отклик, погруженность в мир вымышленных героев и идентификацию с ними. Это обусловило необходимость разработки соответствующих стимулов – образных и вербальных, для проведения биорезонансного тестирования с помощью прибора ДИАНЕЛ-22S-ION, а также прибора Нейровизор БММ – 36, предназначенный для регистрации биоэлектрических потенциалов активности мозга. За время работы по проекту, начиная с апреля 2019 года, была проведена серия экспериментальных исследований, представляющих в настоящее время, расширенные пилотажи. Результаты этих работ нашли отражение в опубликованных статьях и выступлениях на конференциях. Первый блок исследований был посвящен изучению содержания и структуры идентичности (социальной и личностной) молодых людей (подростков и молодежи) в ситуации транзитивности разной степени сложности. Изучалось также ролевое наполнение структурных звеньев идентичности студентов разных профессий, при этом акцент делался на сетевые характеристики, связанные с позиционированием молодежи в сети Интернет. Полученные материалы показали, что изменения идентичности в транзитивности связаны с одновременным увеличением количества компонентов, входящих в социокультурную и групповую идентичность, и повышением значимости личностной составляющей в общей структуре идентичности. Выраженное стремление к индивидуализации особенно характерно для более молодых респондентов. Увеличение личностных характеристик в содержании идентичности как подростков, так и молодежи, подчеркивает тенденцию к персонализации, характерную для современной ситуации транзитивного и информационного пространства. Увеличение общего числа самоописаний может рассматриваться как стремление молодежи гибче реагировать на изменение ситуации и лучше осознавать себя. При этом увеличение числа характеристик, связанных с информационным пространством доказывает, что виртуальная идентичность начинает занимать все большее место в общем содержании как личностной, так и социальной идентичности. Следующая серия работ была посвящена изучению взаимосвязи параметров виртуального социального статуса и личностных особенностей пользователей сети Instagram. Виртуальный социальный статус понимался как сочетание самопрезентационных характеристик субъекта сетевой коммуникации и сформированного на их основе социально-перцептивного консенсуса других пользователей. Полученные данные показали, что атрибуция пользователю сторонним наблюдателем его профиля тех или иных параметров социального статуса связана с такими личностными характеристиками пользователя как нейротизм, макиавеллизм, нарциссизм и самомониторинг. Обнаруженные взаимосвязи в целом согласуются с результатами исследований, посвященных изучению личностных детерминант социального статуса в пространстве реального взаимодействия, а также с исследованиями виртуальной самопрезентации в сети Фейсбук, что свидетельствует о доминирующей роли этих личностных особенностей при атрибутировании субъекту того или иного социального положения. На основании полученных данных можно утверждать, что реальный и виртуальный социальный статус представляют собой единый феномен, представленный в различном социальном контексте - в рамках виртуального и транзитивного пространства. При этом особенности среды, в рамках которой рассматривается социальный статус, определяют особенности его внешней презентации, а также изменяют характер связи с личностными характеристиками, повышая или уменьшая эффективность различных стратегий поведения, связанных с ними. Одним из основных на этом этапе работы стало исследование, раскрывающее связь жесткой и текучей транзитивности и on-line и off-line коммуникации со стилями информационной идентичности и эмоциональным благополучием. В фокусе работы было изучение того, каким образом on-line и off-line варианты использования гаджетов влияют на психологическое благополучие молодежи и связано ли оно с их стилем информационной идентичности. Сравнение ответов двух групп on-line и off-line, показало сходство и различия, раскрывающие значимые отличия в оценке ситуации и параметров психологического благополучия. Автономия, как можно было предположить, для обеих групп выше именно вне сети. Но общим является и то, что именно в сети все участники исследования высоко оценивают возможность личностного роста и установления позитивных отношений. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для молодежи жизнь on-line является привычной, естественной средой, в которой ты постоянно на виду у всех и открыт и для нового опыта, и для оценки своих действий окружающими. Поэтому, хотя такая «прозрачность» несколько тревожит пользователей (поэтому автономия выше вне сети), но новые технологии, стимулируют стремление к личностному росту и появлению новых целей в жизни. Не менее интересен и анализ различий в ответах студентов двух групп, особенно в оценке параметра «управление средой». Если в первой группе сформирована установка на то, что управлять окружающим надо быстро, так как ситуация может кардинально измениться в считанные часы, то во второй, напротив, явной становится направленность на длительную фиксацию изменений, которые не надо форсировать. Интересным является и тот факт, что во второй группе самопринятие выше именно в сети, а в первой группе, как ни странно, оно выше вне сети. Возможно, это связано с тем, что респонденты этой группы хотят что-то изменить в себе, но не успевают измениться. Сравнение данных студентов, с разными стилями идентичности показало, что при информационном стиле идентичности в целом несколько выше показатели общего психологического благополучия по сравнению с показателями студентов, обладающих диффузным и нормативным стилями, не зависимо от ситуации on-line или off-line. Особенно видно преимущество информационного стиля в ситуации жесткой транзитивности on-line. При оценке ситуации как мягкой транзитивности различия в показателях меньше, не зависимо от того, выполнялось задание on-line или off-line. В целом можно увидеть, что информационный стиль, определяемый как способность искать и анализировать информацию, дает возможность чувствовать себя более благополучно в любой ситуации. Нормативный стиль снижает благополучие и отношение к себе в ситуации жесткой транзитивности, особенно при дефиците времени в сети. У этих респондентов, независимо от оценки транзитивности, самые низкие показатели по шкалам Управление средой, Автономия и Личностный рост. У студентов с диффузным стилем информационной идентичности наиболее низкий уровень благополучия в ситуации мягкой транзитивности, как в ситуации в сети, так и вне сети. Видимо, сама по себе ситуация постоянных изменений, казалось бы, адекватная для диффузной, ситуативной оценки, утомляет этих ребят и приводит к снижению показателей Управление средой и Осмысленность жизни. Видимо, постоянное изменение оценки ситуации повышает интолерантность к неопределенности и укорененность в ситуации, снижая субъективное благополучие. Полученные результаты также показали связь между ситуациями жесткой и текучей транзитивности и работой в сети и вне сети. Это сходство связано с дефицитом времени и необходимостью быстрого реагирования на воздействия среды. Полученные результаты показывают, что проблемы, вытекающие из активного распространения информационного цифрового пространства, частично связаны с тем, что постоянная ситуация on-line становится сложной жизненной ситуацией для многих молодых людей. Фаббинг и «прозрачность» сети наиболее негативно влияет на людей, которые оценивает ситуацию как жесткую транзитивность и склонен к нормативному стилю информационной идентичности. Перспективы, связанные с расширением цифровой информационной социализации, во многом становятся обратной стороной возникающих при этом проблем. Расширение картины мира, получение нового опыта ведет к развитию интеллектуальной и социальной активности и помогает лучше увидеть и понять мир, что снижает интолерантность к другим людям и боязнь неопределенности, так как повышает готовность к переменам. Еще одно исследование поводилось при помощи аппаратной методики комплекса биорезонансного тестирования с биологической обратной связью ДИАНЕЛ-22S-ION. Полученные результаты показали, что по сравнению с фоновой активностью КГР у участников исследования выявлены изменения, как по левому каналу записи, так и по правому в период предъявления вербальных стимулов. Несмотря на эмоционально противоположный характер эмоциональной реакции на стимулы разной валентности и знака, по количественным характеристикам реакция была одинаково сильная у обеих групп молодых людей, что доказывает связь между реакциеями на сходные стимулы в разных ситуациях – сетевой и реальной. Сравнивая реакции по левому и правому каналу, которые проводились раздельно, можно увидеть, что данные, полученные по правому каналу записи фоновой активности, полностью подтверждают результаты, полученные при анализе записи активности по левому каналу. Для подтверждения полученных данных проводился анализ парных сравнений внутри группы по критерию Wilcoxon signed-rank test. Полученные результаты показали, что важным параметром, показывающим связь между двумя видами пространства, является реакция на эмоционально заряженные стимулы. При этом эмоциональная реакция подчиняется традиционным законам эмоциональных переживаний – отрицательные стимулы вызывают более яркую реакцию, чем положительные и интенсивность реакции нарастает от стимула к стимулу. Сходство в ответах показывает и сходство в отношении к этим пространствам, прежде всего, к стрессовым или вызывающим напряжение ситуациям в условиях кризисной транзитивности и on-line коммуникации. Смешение сетевой и реальной ситуаций является постоянным для большинства юношей и девушек. Это во многом, видимо, становится причиной тесной связи виртуального и транзитивного миров. Было проведено также изучение связи между личностными характеристиками и реакцией на кризисные ситуации в реальной и виртуальной среде, в данном случае виртуальной средой являлись кинофильмы. Результаты исследования позволяют говорить о том, посредством кино, люди проживают и перерабатывают отрицательные эмоции, что позволяет им более успешно справляться со сложными эмоциональными ситуациями в собственной жизни. При этом большая часть (58%) любителей фильмов ужасов испытывает положительные чувства после просмотра фильмов. Опираясь на результаты наших пилотажных исследований, мы можем говорить, что высокая степень увлеченности массовым кинематографом и его отдельными жанрами, может рассматриваться как реакция на жесткую транзитивность реального мира, в котором кризис, переживаемый виртуально, играет роль защитной стратегии. Таким образом, полученные на первом этапе работы над проектом результаты, подтвердили правильность выдвинутых нами предположений о связи разных аспектов сетевого и реального пространств, в том числе переживаний кризисных ситуаций в этих пространствах и самопрезентации в них.

 

Публикации

1. Белинская Е.П., Прилуцкая П.Ю. Взаимосвязь виртуального социального статуса и личностных особенностей пользователей социальной сети Инстаграм Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование", Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 4. С.116 – 130 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-116-130

2. Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование", - (год публикации - 2020)

3. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития Консультативная психология и психотерапия, Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 77—96 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17759/cpp.2019270306

4. Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А., Аянян А.Н.,Хузеева Г.Р. The dynamics of identity in the information and transitive space Future academy, https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.46 Corresponding Author: T. Martsinkovskaya Selection and peer-review under responsibility of the Organizing Committee of the conference eISSN: 2357-1330 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.46

5. Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В., Карпук В.А. Сетевое и реальное пространство и время: переживание гармонии и кризиса Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование", Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. №4. С. 131-144 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-131-144

6. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Карпук В.А. Identity of modern youth through the of mass culture Future Academy, https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.62 Corresponding Author: Vasilisa R. Orestova Selection and peer-review under responsibility of the Organizing Committee of the conference eISSN: 2357-1330 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.62

7. Орестова В.Р.,Ткаченко Д.П.,Карпук В.А. Вселенная супергероев как пространство идентификации и социализации в условиях транзитивности Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование", Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 4. С. 145–156 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-145-156

8. Голубева Н.А. Роль цифрового пространства в процессе социализации современной молодежи Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции, Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции Том 1 с.47-51 (год публикации - 2019)

9. Карпук В.А. Личностные особенности молодых людей, вовлеченных в буллинг и кибербуллинг Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции, Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции Том 1 с.186-190 (год публикации - 2019)

10. Киселёва Е.А. Информационные предпочтения в разных социокультурных пространствах Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции, Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции Том 1 с.71-76 (год публикации - 2019)

11. Марцинковская Т.Д. Информационное и транзитивное пространства как основные вызовы современного мира Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции, Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции Том 1 с.526-529 (год публикации - 2019)

12. Орестова В.Р. Вовлеченность в массовую культуру как способ совладания с неопределенностью и изменчивостью информационного пространства Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции, Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции Том 1 с.100-103 (год публикации - 2019)

13. Преображенская С.В. Идентичность молодежи с разной степенью Интернет-зависимости Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции, Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции Том 1 с.403-407 (год публикации - 2019)

14. - Психологическое благополучие связали с умением использовать новую информацию ТАСС, - (год публикации - )

15. - Ученые нашли связь между стилем принятия решений и психологическим благополучием Газета.ru, - (год публикации - )

16. - Опираться на новую информацию важно и для интернета, и для реальной жизни indicator.ru, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 году была проведена дальнейшая работа по конкретизации исследовательской парадигмы и теоретико-методологических основ работы. Модификация первоначальных методологических оснований работы была связана с тем, что в связи со сложившейся ситуацией карантина по COVID19 пришлось сократить экспериментальные исследований. В то же время сложившаяся ситуация стала стимулом, потребовавшим изучение происходящих трансформаций именно в рамках темы данного проекта. Ведь изменения произошли как в содержании транзитивности, сложившейся в новой ситуации, так и новых вариантах соотношения реального и интернет пространств, так как пандемия и возникшие в реальном пространстве барьеры привели к пересмотру роли виртуального и интернет пространств. Несмотря на карантин, состоялись выступления на нескольких конференциях с докладами и постерными сообщениями. Это Международная научная конференция «Психология личности: реальный и виртуальный контекст» в апреле (он-лайн формат) и круглый стол: «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия» в ноябре» (смешанный формат), которые проводились в Институте психологии РГГУ. До начала пандемии были осуществлены еще в очном формате выступления на III международной научно-практической конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от цифровой культуры к киберкультуре» в Коломне в феврале 2020 года. На этой конференции состоялось выступление на пленарном заседании Марцинковской Т.Д., и был проведен специальный симпозиум по проблеме проекта. Международная конференция «International Psychological Applications Conference and Trends 2020 (InPACT 2020) прошла 25-26 апреля в он-лайн формате. С видео докладом на ней выступила Т.Д. Марцинковская и были представлены короткие выступления на основе е-постеров Белинской Е.П., Орестовой В.Р., Голубевой Н.А., Киселевой Е.А. и Карпука В.А. Симпозиум в рамках конференции «Ананьевские чтения 2010», прошел в Санкт-Петербурге в 21 октября 2020 года также в он-лайн формате. С пленарным докладом выступила Т.Д. Марцинковская. В течение года было опубликовано 19 статей, из них 7 в WoS, одна из них также включена в Scopus и российские базы РИНЦ и ВАК, 2 статьи в журнале ВАК и РИНЦ и 10 статей в РИНЦ. При конструировании новой теоретической модели учитывалось то, что один из ведущих вызовов сегодня – проблема сохранения эмоционального благополучия и, одновременно, стремления к самореализации. Эти две тенденции – к эмоциональной стабильности и развитию, самореализации, являются континуумами, иногда с противоположными полюсами. Исходя из этого в качестве новой теоретической модели, которая могла бы стать основанием для построения дизайна исследования, была предложена модель трансформированного хронотопа. Сейчас существует несколько пространственно-временных континуумов – цифровой, транзитивный, повседневный, суженный жесткими не только пространственными, но и временными границами. При этом возникает необходимость разделения с одной стороны, реального транзитивного и повседневного пространств, а с другой – пространства интернета, виртуального и дополнительного. Теоретически и эмпирически надо проанализировать, как хронотоп с его гетерохронностью дает возможность продуктивно совмещать разные пространства. Цифровое общество во многом дает стимул к развитию именно в ситуации пандемии, это, прежде всего, овладение новыми формами работы с информацией. Но осмысление и интериоризация информации относит нас и к важности изучения связи между эмоциональным благополучием в новом цифровом обществе и характеристиками личности. Поэтому необходимы эмпирические исследования специфики их соотношения в новой ситуации. Эмпирика в данной ситуации должна касаться и изучения особенностей принятия разных форм изменчивости, в том числе и выхода в пространство интернета. Мы предположили, что переживания, связанные с переходом от реального аспекта хронотопа к интернет, виртуальному и дополнительному связаны с переживанием «spots of time». Они могут рассматриваться либо как стимулы к развитию, либо как новые риски и барьеры. Эмпирически, в этом случае надо изучать не то, что помогает эмоциональной стабильности, но и то, как человек реагирует на фрустрацию. При этом выход в виртуальность может теоретически рассматриваться как уход от проблемы, а поиски дополнительной реальности – как способ преодоления прекарности, неуверенности. Центральным вопросом с этой точки зрения становится вопрос о том, что дает людям возможность встать над полем. И это тоже стало одним из направлений эмпирических исследований. До начала карантина по пандемии были продолжены эмпирические исследования кризисной транзитивности при переезде в другую страну. Как показали полученные в нашем исследовании материалы, центральным элементом новой социокультурной идентичности в ситуации кризисной транзитивности, становится семья, дающая основу для укорененности в новой социокультурной среде. Новая культура и язык становятся ведущими инструментами аккультурации уже в текучей транзитивности. Следующим направлением эмпирической работы было проведение глубинных интервью, направленных на изучение реакции на доступ к личным данным у Интернет-пользователей и IT профессионалов. Полученные результаты показали, что основными тенденциями распространения интернет-коммуникации является расширение возрастного диапазона (как в сторону уменьшения возрастной границы, так и сторону ее увеличения). Таким образом, можно констатировать, что активными пользователями становятся как более молодые люди, так и люди старшего поколения. Расширяется и географический и профессиональный диапазон активных интернет-пользователей, при этом в данную группу включается все большее число непрофессиональных пользователей, для которых он-лайн коммуникация становится одним из основных способов взаимодействия с окружающими. Высокий профессиональный уровень интернет-коммуникации повышает интернальный локус контроля и в интернет-коммуникации, и в атрибутировании своей уязвимости. Данный феномен связан преимущественно с профессиональной, а не возрастной характеристикой пользователей. При этом уровень профессионализма смещает сферу угроз из личностного в финансовое поле. В то же время опасность утери персональных данных как одна из основных угроз активной интернет-деятельности рассматривается всеми пользователями как одна из основных. В рамках исследования роли социальных сетей как дополнительного пространства, помогающего совладанию с негативными переживаниями, было проведено изучение переживания одиночества пользователями различных социальных сетей. Основной целью данного исследования было выявление значимых характеристик активности в популярных социальных сетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте) и их связи с особенностями переживания одиночества. Полученные результаты показали, что наиболее предпочитаемой социальной платформой для всех респондентов, независимо от возраста, является Instagram. При этом именно представители молодежной возрастной группы демонстрируют более выраженное предпочтение данной социальной сети всем остальным. Юные пользователи предпочитают также использовать VK, а зрелые – Facebook. Вероятно, здесь мы можем говорить о наличии некоторых возрастных тенденций в предпочтении разных социальных платформ, что во многом может быть связано с тем, как организован контент и на что преимущественно ориентировано взаимодействии пользователей. Таким образом, прежде, чем говорить о вкладе возрастных факторов в разнообразие проявлений пользовательской активности, необходимо учитывать те условия, которые заведомо «предлагает» пользователю та или иная социальная сеть. Результаты оценки связи переживания одиночества и характера активности пользователей в социальной сети показали, что пользователи, более зависимые от общения и переживающие одиночество как проблему, реже выражают в своих публикациях эмоции отрицательной валентности (злость, агрессия, раздражение и т.д.) и чаще ограничивают себя в публикациях контента. Те, у кого отсутствует близкий контакт с другими, реже оставляют «лайки» под публикациями друзей. Поскольку «лайк» является способом выразить свое расположение, то можно сказать, что в социальных сетях эти респонденты ведут себя соответственно своим переживаниям и самоощущениям в реальной жизни. Введение карантина послужило стимулом для разработки нового направления исследования, связанного с изучением отношения к ситуации пандемии, являющейся вариантом жесткой транзитивности, переходящей в текучую. Вторым направлением работы в новой ситуации стало исследование вариантов гармоничного/дисгармоничного использования реального, интернет и виртуального пространств, как для поиска информации, так и для общения, обучения и развлечений. Еще одной проблемой, которая в процессе работы стала одним из фокусов нашего исследования, стала связь между психологической и экономической прекарностью. Наши данные показали, что в ситуации пандемии активизируется поисковая деятельность людей, их стремление найти недостающую информацию о ситуации. Вопреки ожиданиям, не было обнаружено существенных отличий в источниках информации между респондентами разных возрастных групп. По-видимому, когда речь идет о важной для жизни информации, не только молодые люди, но и взрослые и пожилые стараются получить данные из разных источников, в том числе из разных Интернет-ресурсов. Не было выявлено и существенной разницы в поведении людей обеих возрастных групп. Постепенное привыкание к ситуации пандемии, приводит к изменению отношения людей к сложившейся ситуации. А постоянные изменения и неопределенность, трансформируют жесткую транзитивность в текучую. При этом можно было видеть и постепенное привыкание к новой реальности и даже открытие в ней позитивных сторон, например, возможности расширения контактов, активного интернет-взаимодействия с друзьями и родственниками, живущими в других городах. Поэтому необходим постоянный мониторинг ситуации и фиксация всех эмоциональных, личностных и поведенческих изменений. Основное различие в эмоциональном состоянии молодых и пожилых связано с временной перспективой. Пожилые люди испытывают депрессию не столько из-за ситуации карантина и ограничения передвижения, сколько из-за боязни, что для них эта ситуация может стать постоянной до конца жизни. Молодые люди в меньшей степени склонны к депрессии и не рассматривают карантин с точки зрения сужения временной перспективы и изменения своих глобальных планов на будущее. Сохранению эмоциональной стабильности у молодых респондентов способствует и тот факт, что они в большей степени смогли найти замещение реального общения и проведения досуга виртуальным. Еще один важный момент связан с оценкой новых технологий. Здесь можно констатировать отличие в преимущественно позитивном настрое молодых, а для взрослых и пожилых людей характерны более сдержанные ожидания и перспективы изменений оцениваются как амбивалентные. У многих взрослых это связано и с психологической и экономической прекарностью. Большой массив данных, полученных в исследовании, проведенном на основе разработанного нами опросника, дал возможность начать его валидизацию. На предварительном этапе были изучены ключевые аспекты эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферы, затем были сформулированы главные проблемы, на основании которых были сформулированы 22 вопроса, которые были ориентированы на структурирование информации как о психологических аспектах переживания в этот период, так и о поведенческих компонентах. Оценка психометрических характеристик опросника проводилась посредством эксплораторного факторного анализа, внутренняя согласованность шкал опросника проверялась посредством вычисления коэффициента α Кронбаха для каждой шкалы. Конструктная валидность опросника проверялась методом главных компонент (PCA) с вариантом ортогонального вращения «Varimax». В результате 22 вопроса были отнесены к 8 факторам в соответствии с точечной диаграммой и собственными значениями. В дальнейшем полученная восьмифакторная модель подверглась экспертному анализу с целью содержательного описания и обозначения шкал с учетом вошедших в них пунктов. Выделенные факторы совокупно объясняют более 60% дисперсии (62, 24%). Значение коэффициента внутренней согласованности α Кронбаха для всей методики составляет 0,65. Полученные результаты позволяют констатировать, что шкалы методики представляют собой достаточно надежный инструмент для диагностики различных аспектов переживания пандемии COVID-19. Однако, безусловно, требуется его дальнейшая апробация, а также проверка конвергентной и дискриминантной валидности и воспроизводимости данных, полученных при помощи этой методики. В настоящее время апробируется новый вариант опросника, направленный на исследование когнитивной, эмоциональной и поведенческой реакций в период второй волны пандемии. Начата также апробация опросника, созданного для исследования психологических аспектов прекарности. После сбора новых данных планируется работа по валидизации всех опросников.

 

Публикации

1. Белинская Е.П., Киселёва Е.А. Connections of real and virtual social status of instagram users Psychological application and trends, published by inScience Press,Portugal, p.265-267 (год публикации - 2020)

2. Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности современных подростков и молодежи в технологическом обществе Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции "Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от цифровой культуры к киберкультуре", Коломна, с.100-103 (год публикации - 2020)

3. Голубева Н.А., Орестова В.Р., Карпук В.А. Social networks in frame of different generations Psychological application and trends, published by inScience Press,Portugal, p.268-270 (год публикации - 2020)

4. Гребенникова О.В. Современные младшие школьники в технологическом пространстве: социальный контекст роботов Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции "Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от цифровой культуры к киберкультуре", Коломна, с.106-110 (год публикации - 2020)

5. Гребенникова О.В., Аянян А.Н., Голубева Н.А. Socialization of modern teenagers in transition space The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Volume 94 - PSYRGGU 2020 Article no. 34, p.274-282 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.02.34

6. Киселева Е.А. Динамика изменений информационных предпочтений в процессе социализации в новой социокультурной среде. Вестник РГГУ Психология. Педагогика. Образование, - (год публикации - 2020)

7. Марцинковская Т., Белинская Е., Карпук В. Internet communication: achievements and threats The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, т. 94, pp. 443-450 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.02.54

8. Марцинковская Т.Д. Технологическое и киберпространства: психологический подход Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции "Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от цифровой культуры к киберкультуре", Коломна, с. 251-255 (год публикации - 2020)

9. Марцинковская Т.Д. Личностные границы пространства и времени в ситуации депривации по COVID-19 Вопросы психологии, Т.66 №4/2020 с.104-113 (год публикации - 2020)

10. Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Information and transit spaces as the main challenges of the modern world Psychological application and trends, published by inScience Press,Portugal, Volume 94 - PSYRGGU 2020, p.108-112 (год публикации - 2020)

11. Орестова В.Р, Ткаченко Д.П., Соклова А.А. Переживание одиночества пользователями различных социальных сетей: возрастной контекст Вестник РГГУ: серия "Психология. Педагогика. Образвание", №2, с.31-53 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-2-31-53

12. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Преображенская С.В., Соколова А.А. Social networks and experience of loneliness: the meaning of content The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Volume 94 - PSYRGGU 2020, Article no.69, p.564-573 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.02.69

13. Голубева Н.А. Особенности построения самопрезентации в социальных сетях молодыми людьми Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8-11 декабря 2020 года/, с.625-626 (год публикации - 2020)

14. Гребенникова О.В. Проблема толерантности к неопределенности современных подростков в транзитивном обществе Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8-11 декабря 2020 года, с.627-628 (год публикации - 2020)

15. Карпук В.А. Сетевое и реальное пространство информационной социализации Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8-11 декабря 2020 года, с.645-646 (год публикации - 2020)

16. Киселёва Е.А. Сетевое пространство социализации - кросскультурный контекст Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8-11 декабря 2020 года, с.647-648 (год публикации - 2020)

17. Марцинковская Т.Д. Социальное, личностное и интернет-пространства в ситуации кризисной транзитивности Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8-11 декабря 2020 года, с. 661-662 (год публикации - 2020)

18. Орестова В.Р., Соколова А.А. Социальные сети как жизненное пространство человека: возрастной контекст Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8-11 декабря 2020 года, с. 671-672 (год публикации - 2020)

19. Ткаченко Д.П. Жизненное пространство подростков в контексте социализации в условиях жесткой и текучей транзитивности Ананьевские чтения - 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8-11 декабря 2020 года, с. 675-676 (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В 2021 году на трех крупных международных конференциях выступила с пленарными докладами Т.Д. Марцинковская. Это World Neurocare and Psychiatry Congress в Сан-Франциско, International Conference on Psychology and Mental Health в Дубае и International Conference on Neuroscience and Psychiatry в Вене. На международной конференции International Psychological Applications and Trends 2010 (InPACT 2021) состоялся организованный Т.Д. Марцинковской симпозиум, в котором приняли участие Орестова В.Р., Голубева Н.А., Белинская Е.П., Преображенская С.В., Ткаченко Д.П. и Карпук В.А. Все участники проекта выступили с докладами на Международной научной конференция «Психология личности: реальный и виртуальный контекст» в апреле 2021 года, а также на ежегодном симпозиуме «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия» в ноябре 2021 года, которые проводились в Институте психологии РГГУ. Марцинковская Т.Д. выступила в июне с сообщением на международной конференции по цифровому детству. Марцинковская Т.Д., Орестова В.Р., Голубева Н.А., Преображенская С.В. и Карпук В.А. выступили с докладами на международной конференции «Практическая психология образования ХХI века: цифровые технологии на службе педагогики и психологии», которая проходила в Коломне. Таким образом, в течение 2021 годы сотрудники участвовали в 7 международных конференциях и одном симпозиуме. В течение года было опубликовано 10 статей и 9 тезисов, из них 4 статьи в WoS, 6 статей в РИНЦ. В 2021 году была завершена работа по конструированию чернового варианта новой теоретической модели, которая может быть использована при исследовании личности как в ситуации транзитивности и возможной частичной фрустрации жизненного пространства, так и в интернет и виртуальном пространстве. В основании этой модели остается модифицированный конструкт психологического хронотопа. В процессе работы были рассмотрены направления трансформации первоначального конструкта психологического хронотопа и проблемы, возникающие с возможностью гармонизации двух континуумов с разными полюсами – к психологической стабильности, комфорту и самореализации. В ее решении ведущую роль играет понятие spots of time как состояния, активизирующего поисковую активность человека. Не меньшее значение имеет и распределение активности между реальным, сетевым и виртуальным пространствами. При этом способность человека соединять, сочетать и разделять разные пространства может рассматриваться как одна из индивидуальных характеристик поведения в ситуации транзитивности. Теоретический анализ дополнялся и частично корректировался в процессе эмпирической работы в течение всего года. Работа шли по нескольким основным направлениям. Изучалось поведение в распределенном пространстве и связь виртуального, сетевого и реального пространств с личностными характеристиками и возможностью гармонизации стремлений к эмоциональной стабильности и саморазвитию. Продолжалось начатое в прошлом году изучение эмоциональных реакций респондентов на ключевые слова, относящиеся к разным ситуациям в различных пространствах. Также продолжался мониторинг переживаний респондентов в ситуации второй волны ограничений связанных с пандемией и их реакции на поступающую разнообразную информацию, посвященную новой болезни. Еще одно направление работы было связано с кросс-культурным анализом копинг стратегий поиска информации о COVID-SARS. Продолжались и исследования связи личностных характеристик и самопрезентаций в реальном и интернете-пространстве. Было реализовано начатое в прошлом году исследование, направленное на изучение роли виртуального пространства и гаджетов в усвоении знаний у студентов первых курсов психологических факультетов и колледжей. Последнее направление эмпирической работы связано с исследованием роли кинематографа как варианта дополнительного пространства с возможностью гармонизации личностного развития в ситуации транзитивности. В 2021 году продолжалось исследование информационно-поискового поведения пользователей в Интернете в период пандемии. Полученные результаты показывают, что разница эмоциональных предпочтений в информационном поиске между респондентами, болевшими и не болевшими коронавирусной инфекцией, не существенна, а эмоциональные предпочтения в поиске информации взаимосвязаны с актуальным переживанием угрозы личного заражения коронавирусом. Кросс-культурное сравнение российской и узбекской выборок продемонстрировало больше культурной универсальности, нежели культурной специфичности, что косвенно свидетельствует о взаимовлиянии культур в ситуации транзитивности. Была выявлена динамика тревожности с начала первой волны карантина и до окончания второй волны пандемии, показана связь между повышением информированности людей и понижением тревоги, изменение структуры социальной идентичности, стиля информационной идентичности и психологической феноменологии нового технологического пространства. Изучение психологического состояния и поведения в распределенном пространстве показало практически полное совпадение данных, полученных в ситуации социокультурного кризиса и первой волны карантина. Данные, полученные во время второй волны, существенно отличались, так как чем больше люди привыкают к распределению времени в обоих пространствах, тем менее выражена связь депрессии с личностными качествами за счет включения он-лайн формата деятельности. Начата работа по изучению связи между степенью погружения в виртуальную реальность и психологическим благополучием людей с разными индивидуально-личностными характеристиками, был переведен и адаптирован опросник MEC Spatial Presence Questionnaire, подобран стимульный материал. Были разработаны (и разрабатываются в настоящее время) варианты дополнительного пространства и образов в виртуальной реальности. Полученные результаты также показали, что переживания, возникающие в виртуальной реальности, могут частично адаптировать людей к кризисным ситуациям, происходящим в реальности. В результате исследования эффективности различных форматов в процессе обучения (формат академической лекции, лекция посредством VR-системы; смартфона и интерактивного проектора) была доказана эффективность усвоения материала в трех последних вариантах обучения и показана возможность включения новых форматов, в частности, VR-технологии, в современный образовательный процесс, не снижая качества преподаваемой дисциплины. Продолжались исследования связи личностных характеристик и самопрезентаций в реальном и интернете-пространстве. Сравнение особенностей построения самопрезентации в социальных сетях у людей с низким и высоким уровнем социального самоконтроля показали различия в содержании публикаций о событиях собственной жизни и личной информации. Общим же является высокий рейтинг фотографий, независимое отношение к популярности в соцсетях и ценность удаленной и опосредованной технологиями коммуникации, а также желание создать адекватный образ себя в глазах других пользователей. Тот факт, что большинство респондентов предпочитают не публиковать личную информацию, связан с тем, что из-за наличия большой аудитории люди озабочены негативной оценкой себя со стороны других людей и это приводит к использованию защитных тактик самопрезентации и к повышенному контролю степени собственной откровенности при публикации контента. При этом анонимность и физическая удаленность при общении позволяет людям чувствовать себя свободнее при выстраивании самопрезентации и коммуникации Изучение роли кинофильмов позволило выявить связь кинематографических предпочтений с личностными ресурсами зрителей, а также между индивидуально-личностными особенностями и ценностями людей. Была изучена и связь между содержанием фильмов и их жанровой специфики с мотивацией при его просмотре. Результаты исследования также показали, что кинематограф может рассматриваться как дополнительное пространство эмоциональной стабилизации и совладания с жизненными трудностями в ситуации транзитивности.

 

Публикации

1. Белинская Е.П., Цикина Е.О., Столбова Е.А. Массовые информационные запросы в ситуации пандемии COVID-19: психологические детерминанты и особенности Вестник Кемеровского государственного университета, Т.23. №2. с. 427-437 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-427-437

2. Голубева Н.А., Аянян А.Н., Преображенская С.В. Feauters of virtual self-presentation of youth in the modern technological society Psychological applications and trends 2021, c.453-455 (год публикации - 2021)

3. Гребенникова О.В. Социальное поведение современных подростков в реальном пространстве взаимодействия Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 51-55 (год публикации - 2021)

4. Гребенникова О.В., Голубева Н.А. Особенности социализации молодежи и зрелых людей в период самоизоляции и карантина Новые психологические исследования, №1. с. 93-111 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_01_05

5. Марцинковская Т.Д. Гармонизация времени и пространства в реальном и сетевом мире Цифровые технологии на службе педагогики и психологии: сборник научных статей/ под общ. ред. Р.В. Ершовой. г. Коломна, ГСГУ, с. 139-144 (год публикации - 2021)

6. Марцинковская Т.Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности Новые психологические исследования, №2. с. 31-45 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_02_02

7. Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Transitive and virtual spaces: common and different features Psychology applications and developments VI, №5, p.45-53 (год публикации - 2021)

8. Марцинковская Т.Д., Ткаченко Д.П. Опросник "Переживания пандемии COVID-19" Новые психологические исследования, №1. с. 54-68 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_01_03

9. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Гасс О.К. Кинематограф как дополнительное пространство переживания ситуации неопределенности Новые психологические исследования, №3, с. 97-120 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_03_05

10. Орестова В.Р., Хорошилов Д.А., Белинская Е.П. Transformation of coping in the social situation of transitivity: cross-cultural aspect Psychological applications and trends 2021, c.322-324 (год публикации - 2021)

11. Преображенская С.В., Карпук В.А., Ткаченко Д.П. Включение VR-технологий в образовательный процесс: возможности и ограничения Новые психологические исследования, №3. с. 134-150 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2021_01_03_07

12. Т.Д. Марцинковская, Д.П. Ткаченко, В.А. Карпук New trends in personality psychology: social and virtual aspect Psychologicak applications and trends 2021, с.476-479 (год публикации - 2021)

13. Аянян А.Н. Отношение студентов к вынужденным ограничительным мерам в период начала пандемии COVID-19 Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 46-50 (год публикации - 2021)

14. Белинская Е.П. Детерминанты совладания с трудными жизненными ситуациями: кросс-культурный аспект Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений; реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 21-24 (год публикации - 2021)

15. Голубева Н.А. Построение самопрезентации в социальных сетях и связь самопрезентации с уровнем социального самоконтроля Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 25-29 (год публикации - 2021)

16. Карпук В.А. Образ сетевого и реального "Я" в пространстве информационной социализации Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 331-333 (год публикации - 2021)

17. Марцинковская Т.Д. Психология изменений и психология транзитивности: дополнительные пространства прогнозирования будущего Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 84-86 (год публикации - 2021)

18. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П. Кинематограф как дополнительное пространство эмоциональной стабилизации и совладания с ситуацией социальной транзитивности Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 60-63 (год публикации - 2021)

19. Преображенская С.В. Представления молодежи о будущем в виртуальную эпоху Материалы Международной научной конференции "Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст", г. Москва, издательство РГГУ, с. 308-310 (год публикации - 2021)

20. Марцинковская Т.Д. Транзитивное и виртуальное пространства - общность и различия -, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты, полученные в течение работы по проекту, могут быть использованы в нескольких направлениях: 1.Для разработки методов и технологий, оптимизирующих работу людей в различных пространствах – реальном и интернет-пространстве, что даст возможность повысить их эмоциональное благополучие и толерантность к новым технологиям. 2. Для разработки новых форматов обучения и тренингов, проводимых в удаленном (он-лайн) режиме. 3. Для конструирования новых методов повышения психического здоровья и благополучия с использованием виртуальной реальности.