КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-11-00336

НазваниеИнтеллектуальные агенты на основе когнитивной модели человекоподобного разума

РуководительСамсонович Алексей Владимир, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2020 г. 

Конкурс№28 - Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 01 - Математика, информатика и науки о системах, 01-201 - Искусственный интеллект и принятие решений

Ключевые словамоделирование разума, когнитивные архитектуры, автономные агенты, социально-эмоциональный интеллект, обучение и моделирование нейронных сетей, природные вычисления, правдоподобные агенты, эволюционное моделирование, адаптивные методы обработки данных

Код ГРНТИ28.23.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В проекте будет разработана архитектурно-алгоритмическая основа новой платформы: технологической линии производства человекоподобных интеллектуальных средств – от виртуальных Акторов и ассистентов-Коботов до распределенных систем, носимых устройств и автономных роботов – для широкого спектра практических приложений. С этой целью необходимо: (а) адаптировать общую модель человекоподобного разума (результаты, полученные в рамках гранта РНФ №15-11-30014) к конкретным областям будущих приложений; (б) применить общую модель в исследовательских разработках Акторов и Коботов с целью отладки и тестирования возможностей подхода в конкретных областях, получив демонстрационные прототипы решений конкретных задач; (в) интегрировать результат в виде стандартизованной когнитивной модели и алгоритмов построения на ее основе интеллектуальных средств, представив его в едином формате, применимом к широкому спектру практических областей. Особое внимание будет уделяться связям проводимых исследований в области искусственного интеллекта (ИИ) с нейрофизиологическими и когнитивно-психологическими исследованиями, в том числе на базе фМРТ. Исследования будут проводиться в рамках нового научного направления «Биологически инспирированные когнитивные архитектуры» (БИКА). Привлечение внимания к этому подходу и его широкое распространение в научных кругах были инициированы на международном уровне руководителем настоящего проекта. С одной стороны, сегодня растет потребность в интеллектуальных агентах и устройствах, которые были бы приняты человеком в качестве партнеров и ассистентов, в то время как традиционные средства выходят на плато, не достигая социального уровня (об этом, например, свидетельствуют данные об ограниченном использовании агентов Сири и Кортана). В данной ситуации возникает необходимость создания платформ производства ПО нового поколения, которое вытеснит традиционное ПО. Ключевыми качествами нового ПО должны быть социально-эмоциональный ИИ человеческого уровня и способность обучаться подобно человеку. С другой же стороны, в новейших разработках ИИ прослеживается тенденция сближения и интеграции различных подходов на основе когнитивных архитектур, подобных структуре человеческого разума (то есть, БИКА). Наша предыдущая работа в рамках гранта РНФ №15-11-30014 позволила нам сформулировать общую модель человекоподобного разума, которая должна лечь в основу разработок средств ИИ в широком спектре практических областей. Для реализации данной возможности нам и необходимо проведение предлагаемых исследований. БИКА охватывают подходы к созданию интеллектуальных агентов, основанные на идеях, понятиях и теориях нейронауки и когнитивной психологии. Биологические интеллектуальные системы и особенно человек обладают множеством качеств, отсутствующих у искусственных интеллектуальных агентов. Основные из этих качеств – надежность, гибкость и адаптивность к окружающей среде. Сегодня, когда достижения нейронаук и информационных технологий выдвигают на первый план задачу воспроизведения в компьютере всех значимых аспектов человеческого разума, БИКА оказываются в центре внимания. Изначально междисциплинарная природа направления БИКА делает результаты, получаемые в нем, актуальными как для биологических (нейробиология, психология), так и компьютерных наук, прежде всего ИИ. Исследования в рамках данного проекта будут проводиться по следующим связанным между собой пяти направлениям. 1. Семантическая Карта: основа когнитивной модели человекоподобного разума. 2. Акторы и Коботы: прототипы воплощений интеллектуальных агентов как автономных партнеров или когнитивных ассистентов человека в конкретных парадигмах. 3. Когновизор: платформа на основе фМРТ для валидации как общей модели, так и ее конкретных воплощений. 4. Нейрокомитет: нейросетевой подход к статистическому анализу экспериментальных данных. 5. Когнитивная Эволюция: метод обучения и развития интеллектуальных агентов путем эволюционного моделирования, обеспечивающий масштабирование подхода. Основой для разработок является эмоциональная когнитивная архитектура eBICA (Самсонович, BICA, 2013), включающая семантическую карту, схемы, системы памяти, когнитивные циклы, кинетические уравнения, описывающие динамику эмоциональных факторов, и т.д. Подробное объяснение каждого из направлений 1-5 дается в Форме 4. Области приложений интеллектуальных агентов, созданных на основе новой платформы, могут включать: • NPC (игровые персонажи), сфера развлечений; • Ambient intelligence (система умного дома); • Креативный ассистент художника, композитора, поэта, хореографа, дизайнера; • Ассистент исследователя-аналитика; • Тьюторинговые системы; • Персональный гид, автонавигатор, ассистент в чрезвычайных ситуациях; • Психологическое профилирование, мониторинг и диагностика состояния психики человека.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта ожидается получение представленных ниже результатов. Ожидаемые результаты представлены согласно пяти направлениям проекта. Эти направления находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга, как объясняется в каждом пункте. 1. Семантическая Карта Будет создана семантическая карта для каждой предметной области, для которой будут разрабатываться интеллектуальные агенты. На такой карте будут представлены элементы восприятия, сущности различной природы, элементы поведения и события. Формат представлений не ограничен естественным языком, и будет включать в себя как представления в сенсорных модальностях, так и действия, доступные агенту. Будет повышена точность отображения семантики в геометрических характеристиках карты. Будет решена задача представления на карте семантики с учетом контекста. Будет построена система автоматического размещения на карте новых представлений на основе их семантических характеристик и отношений. Качество семантической карты будет протестировано с использованием фМРТ. Каждая из созданных для конкретной области семантических карт будет служить основой модели, управляющей поведением интеллектуального агента, и кроме того может быть использована для других целей и практических приложений, таких как семантический поиск, генерация рекомендаций, анализ сентиментов, распознавание намерений, и т.п. Все это делает данный результат сам по себе практически привлекательным. 2. Акторы и Коботы Будут разработаны, воплощены, протестированы и исследованы прототипы интеллектуальных агентов - автономных партнеров и когнитивных ассистентов - в конкретных областях и парадигмах. Будут созданы следующие прототипы: - правдоподобный автономный персонаж компьютерной игры; - ассистент дизайнера; - ассистент композитора; - ассистент поэта; - ассистент решателя инсайтных задач; - виртуальный танцор, актер, ведущий; - виртуальное домашнее животное; и т.п. Качество воплощений будет оценено в экспериментах с испытуемыми по трем группам метрик: на основе парадигм типа теста Тьюринга (оценка правдоподобия), на основе анализа поведения и опроса испытуемых (оценка социального принятия) и на основе измерения эффекта на продуктивность (оценка эффективности). 3. Когновизор Данная платформа на основе фМРТ будет использована для валидации как общей когнитивной модели, так и ее конкретных воплощений. Будет разработан и применен алгоритм анализа данных фМРТ для определения видов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и психологических состояний испытуемого в процессе эксперимента. 4. Нейрокомитет Будет разработан нейросетевой подход к статистическому анализу экспериментальных данных, включая анализ временных рядов. Будет разработана и применена методика статистического и нейросетевого анализа и поиска характерных паттернов поведения человека и Актора/Кобота в рамках одного виртуального пространства и характерных паттернов взаимодействия между ними. Будет разработан и применен алгоритм анализа изображений фМРТ, данных ЭЭГ и айтрекинга для определения видов интеллектуальной и эмоциональной деятельности испытуемого в процессе эксперимента на основе современных методов обработки сигналов и машинного обучения (вейвлет-преобразование; искусственные нейронные сети – капсульные сверточные сети, автоэнкодеры; алгоритмы понижения размерности данных и др.). 5. Когнитивная Эволюция Данный подход, как метод обучения и развития интеллектуальных агентов путем эволюционного моделирования, обеспечит масштабирование результатов. Путем эволюционного программирования, созданные интеллектуальные агенты будут совершенствоваться и переадаптироваться для использования в расширенных парадигмах и в других областях. Тем самым могут быть достигнуты качества, традиционно отсутствующие у искусственных интеллектуальных агентов: надежность, гибкость и адаптивность к окружающей среде. В числе ожидаемых результатов по данному направлению – монография на английском языке. Общие выводы о научной и общественной значимости ожидаемых результатов проекта: Ожидается, что результаты исследований по проекту внесут важный вклад в развитие когнитивных архитектур и создание технологической линии для разработки когнитивных агентов на их основе. Перечисленные выше результаты исследований по проекту будут соответствовать мировому уровню научных исследований, а отчасти и превышать этот уровень.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
По направлениям проекта на 2018 год были получены перечисленные ниже результаты. Семантическая Карта (1) Созданные семантические карты для выбранных предметных областей, включая Ассистент Композитора, Ассистент Хореографа, Ассистент Решателя Инсайтных Задач, Виртуальное Домашнее Животное, Персонаж Видеоигры. На каждой карте представлены либо элементы восприятия, либо элементы поведения и/или события, либо сущности различной природы, относящиеся к предметной области. Координаты представлений данных элементов на карте соответствуют их семантике и позволяют делать конкретные выводы о семантике представлений. Значительная часть результатов опубликована в нескольких статьях. Конкретно, построены следующие семантические карты. — Семантическая карта элементов поведения виртуального животного и взаимодействующего с ним человека в созданном виртуальном окружении. — Семантическая карта состояний виртуального животного в созданном виртуальном окружении. — Семантическая карта паттернов виртуального танца (Krylov & Samsonovich, 2018). (2) Результаты использования созданных семантических карт в экспериментах с Коботами. Каждая из созданных для конкретной области семантических карт использована для управления поведением интеллектуального агента. Акторы и Коботы (Терминология: в литературе термин «кобот» означает «коллаборативный робот»; в данном случае это виртуальный интеллектуальный агент, ассистент либо партнер человека в различных предметных областях.) (1) Результатом является разработанная модель человекоподобного разума на основе схем, как составная часть когнитивной архитектуры, которая взята нами за основу разработки прототипов Акторов и Коботов для конкретных областей и парадигм. Результатом также является публикация статьи, документирующей данную модель (Samsonovich, "Schema formalism for the common model of cognition", Biologically Inspired Cognitive Architectures 26:1-19, 2018). (2) Результатами являются разработанные парадигмы для исследования прототипов коботов, включая —ассистент решателя интеллектуальных задач, —ассистент композитора, —ассистент хореографа, —виртуальное домашнее животное, —видеоигры с виртуальными персонажами: Пассажиры, Dungeon, а также модификации ранее разработанных парадигм: Телепорт, Стрелки. (3) Основные результаты разработки и создания виртуальных окружений и симуляторов для исследования коботов включают симуляторы виртуальных окружений для парадигм Телепорт, Стрелки, Пассажиры, Dungeon. Все эти созданные симуляторы обеспечивают возможность сбора богатой информации о поведении Кобота и испытуемых, включая логирование всех действий и событий в окружении, видео и аудиозапись как действия происходящего внутри окружения, так и реального физического поведения испытуемого. Некоторые из них (Телепорт, Стрелки) совмещены с регистрацией фМРТ, ЭЭГ и ЭКГ. Кроме того, разработан и реализован симулятор виртуального окружения для исследования взаимодействий человека с домашним животным. (4) Результаты экспериментов с коботами с участием испытуемых включают —более 600 гигабайт видео и аудиозаписей, —детальные логи всех экспериментов, —данные фМРТ, ЭЭГ и ЭКГ, а также результаты анализа этих данных. По результатам анализа опубликован ряд статей. Когновизор (1) В задаче построения Когновизора ментальных типов мышления разработаны методы получения качественных данных фМРТ на основе применения ультрабыстрых последовательностей и метода независимых компонент удаления артефактов. (2) Разработаны экспериментальные парадигмы, включающие взаимодйствие с Коботом и проведены пилотные эксперименты по локализации функциональных нейронных сетей в поведенческих мотивах игры с Коботом на основе игры «Телепорт». (3) Для визуализации нейросетевой активности поведенческих мотивов разработана экспертная разметка на основе анализа семантической карты и архитектуры eBICA и разметка системой Нейрокомитетов. Полученные данные по фМРТ-картированию показывают сложную распределенную на корковых и подкорковых отделах головного мозга нейросетевую динамику поведенческих мотивов, связанных с взаимодействием человека с коллаборативным ботом «Кобот», использующего моральную схему партнерства и контрольным ботом. (4) Подготовлены фМРТ данные Когновизора для валидации семантической карты в рамках теории TRUST, предложенной доктором Frank Krueger. (5) По материалам работы опубликовано 9 статей в журналах, цитируемых в системе Scopus. Нейрокомитет Заявлено: Настройка системы автоматической потоковой обработки фМРТ снимков на базе пакета C-PAC, разработка общих процедур путем сравнения различных методик motion correction, выбора анатомического темплейта, устранения фоновой активности и пр. Сделано: Была произведена разработка и настройка системы потоковой обработки фМРТ данных на базе гетерогенного кластера на базе программного пакета nilearn и дополнительных вычислительных пакетов языка python и популярных пакетов обработки данных томографии. Таким образом удалось добиться параллельной обработки данных на более более сотни процессорных ядер. Было проведено исследование по поиску оптимальной процедуры коррекции движений. Результаты данного исследования были представлены на конференции BICA и опубликованы в периодическом издании Procedia Computer Science. Заявлено: Поиск и выгрузка данных фМРТ из свободных баз, удовлетворяющих заданным параметрам (тип решаемой задачи, временное разрешение, пространственное разрешение и пр.), определенным на основе экспериментов проводимых в рамках Проекта на базе НИЦ «Курчатовский институт», первичная обработка данных. Формирование обучающих выборок для алгоритмов машинного обучения. Сделано: был произведен масштабный поиск по открытым фМРТ данным, выгружены результаты на внутренние серверы университетов и составлен каталог с кратким описанием каждой из баз для удобства использования членами коллектива. Часть данных может быть использована для дополнительной отработки решения задач классификации деятельности человека, однако большая часть соответствует resting state данным, что позволяет использовать их лишь для применения парадигмы “обучение без учителя”, например, тренировки автоэнкодеров. Заявлено: Выработка стандартного протокола первичной обработки ЭЭГ-данных (выбор частотных диапазонов Фурье и вейвлет спектров, семейств вейвлетов и их параметров), получение первых результатов спектрального представления и анализа данных ЭЭГ. Сделано: В рамках выполнения данного пункта была произведена обработка ЭЭГ данных по устранению артефактов из данных, извлечению областей сигнала релевантных решаемой испытуемыми задачам и получено спектральное представление этих данных. Также, с опережением графика была проделана работа в рамках пункта заявленного на 2019 год: “Определение типа решаемой испытуемым задачи и успеха решения в рамках проекта «Когновизор» с помощью алгоритмов машинного обучения, получающих на вход данные ЭЭГ.” А именно, на базе глубоких нейронных сетей были обучены автоэнкодеры, для эффективного нелинейного сжатия данных и построены нейросетевые классификаторы, определяющие тип деятельности человека. Данная работа была доложена на конференции Нейроинформатика 2018 и статья в англоязычном сборнике трудов данной конференции. Заявлено: Начало работ по технической реализации капсульных сверточных сетей. Сделано: Начаты работы по адаптации существующих реализаций капсульных нейронных сетей для построения автоэнкодеров на их основе для обработки фМРТ данных. Также ведется работа с классическими сверточными сетями и продемонстрировано успешное применение для сжатия спектральных ЭЭГ-данных Заявлено: Разработка методов анализа данных экспериментов с Акторами и Коботами. Сделано: Была построена система анализа логов экспериментов c Акторами и Коботами. Показана возможность выделения паттернов когнитивной активности людей при взаимодействии с Коботами и их изменения во времени. Были построены соответствующие модели, описан подход для построения признакового пространства и метод кластеризации с последующим выделением найденных паттернов. Соответствующие результаты были представлены на конференции BICA и опубликованы в периодическом издании Procedia Computer Science. Когнитивная Эволюция Результатами являются: (1) Монография (на русском языке): Редько В.Г. Моделирование когнитивной эволюции: На пути к теории эволюционного происхождения мышления. Изд.2, испр. и доп. ЛЕНАНД/URSS. 2019. 264 с. ISBN 978-5-9710-5761-1. (2) Монография (на английском языке): Red’ko V.G. Modeling of Cognitive Evolution. Toward the Theory of Evolutionary Origin of Human Thinking. Moscow: KRASAND/URRS, 2018. 304 p. ISBN 978-5-396-00872-4. (3) Развитая модель самовоспроизводящихся систем – сайзеров. (4) Развитая модель взаимодействия между обучением и эволюцией. (5) Публикация двух статей в журнале Biologically Inspired Cognitive Architectures. (6) Доклады на международных конференциях, включая приглашенный кейнот на BICA 2018.

 

Публикации

1. Антонова Л.В., Ключников М.М., Локтионов А.А., Самсонович А.В. Model of communication and coordination in a capture-the-flag paradigm. Procedia Computer Science, v. 145, p 72-76 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.012

2. Богатырёва А.А., Совков А.Д., Тихомирова С.А., Виноградова А.Р., Самсонович А.В. Virtual pet powered by a socially-emotional BICA. Procedia Computer Science, v. 145, p 564-571 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.101

3. Возненко Т.И., Самсонович А.В., Гриднев А.А., Петрова А.И. The principle of implementing an assistant composer Springer, Studies in Computational Intelligence book series, v. 799, p 300-304 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-01328-8_36

4. Дорохов В.Б., Малахов Д.Г., Орлов В.А., Ушаков В.Л. Experimental model of study of consciousness at the awakening: fMRI, EEG and behavioral methods Biologically Inspired Cognitive Architectures, v. 848, p 82-87 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-319-99316-4_11

5. Ефиторов А., Орлов В.А., Ушаков В.Л., Широкий В., Доленко С. Comparison of nonlinear methods of motion correction in fMRI data Procedia Computer Science, v. 145, p 188-192 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.038

6. Карташов С.И., Пономаренко Н., Ушаков В.Л. The concept of functional tractography method for cognitive brain studies Biologically Inspired Cognitive Architectures, v. 848, p 162-164 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-319-99316-4_21

7. Князева И., Ефиторов А., Ю. Бойцова, Данко С., Широкий В., Макаренко Н. Single Trial EEG Classification of Tasks with Dominance of Mental and Sensory Attention with Deep Learning Approach Springer, Studies in Computational Intelligence book series, v. 799, p 190-195 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-01328-8_21

8. Коростелева А., Мишулина О., Ушаков В.Л. Information approach in the problems of data processing and analysis of cognitive experiments Biologically Inspired Cognitive Architectures, v. 848, p 180-186 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-319-99316-4_24

9. Крылов Д.И., Самсонович А.В. Designing an emotionally-intelligent assistant of a virtual dance creator Biologically Inspired Cognitive Architectures, v. 848, p 197-202 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1007/978-3-319-99316-4_26

10. Ларю О., Вест Р., Розенблюм П.С., Дэнси К.Л., Самсонович А.В., Петтерс Д., Ювина И. Emotion in the common model of cognition Procedia Computer Science, v. 145, p 740-746 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.045

11. Орлов В.А., Ушаков В.Л., Карташов С.И., Малахов Д.Г., Коростелева А.Н., Скитева Л.И., Самсонович А.В. Functional neural networks in behavioral motivations Springer, Studies in Computational Intelligence book series, v. 799, p 274-283 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1007/978-3-030-01328-8_33

12. Саакян Д.Б., Редько В.Г. Sysers: the important model of self-reproducing system Biologically Inspired Cognitive Architectures, Volume 24, Pages 115-121 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.bica.2018.04.010

13. Саакян Д.Б., Редько В.Г. Model of interaction between learning and evolution. Computer simulation and analytical results Biologically Inspired Cognitive Architectures, Volume 26, Pages 96-102 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.bica.2018.09.002

14. Самсонович А.В. Schema formalism for the common model of cognition Biologically Inspired Cognitive Architectures, v. 26, p 1-19 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.bica.2018.10.008

15. Самсонович А.В. Intellectual Agents based on a cognitive architecture supporting humanlike social emotionality and creativity Springer, Studies in Computational Intelligence book series, v. 799, p 39-50 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-01328-8_3

16. Самсонович А.В., Кузнецова К. Semantic-map-based analysis of insight problem solving Biologically Inspired Cognitive Architectures, v. 25, p 37-42 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.bica.2018.07.017

17. Скитева Л.И., Ушаков В.Л., Верхлютов В.М. Analysis of Resting State according to the data of magnetoencephalography Procedia Computer Science, v. 145, p 520-525 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.116

18. Султанов А.Р., Румянцев Н.Д., Блинов Е.А. Virtual moderator using analysis of user trajectories on a semantic map based on convolutional neural networks Procedia Computer Science, v. 145, p 545-550 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.119

19. Ушаков В.Л., Малахов Д.Г., Орлов В.А., Карташов С.И., Холодный Ю.И. Research of neurocognitive mechanisms of revealing of the information concealing by the person Biologically Inspired Cognitive Architectures, v. 848, p 310-315 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-319-99316-4_41

20. Ушаков В.Л., Орлов В.А., Карташов С.И., Малахов Д.Г. Ultrafast fMRI sequences for studying the cognitive brain architectures neural network, fMRI, ultra-fast fMRI, v. 145, p 581-589 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.099

21. Ушаков В.Л., Шараев М.Г., Малашенкова И.К., Крынский С.А., Карташов С.И., Орлов В.А., Малахов Д.Г., Хаилов Н.А., Огурцов Д.П., Захарова Н.В., Дидьковский Н.А., Масленникова А.В., Архипов А.Ю., Стрелец В.Б., Arsalidou Marie, Величковский Б.М., Костюк Г.П. Basic cognitive architectures and neuroimmune serum biomarkers in schizophrenia Procedia Computer Science, v. 145, p 596-603 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.097

22. Фетисова А.А., Вартанов А.В. Semantic space and homonymous words Springer, Studies in Computational Intelligence book series, v. 799, p 250-256 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-01328-8_30

23. Широкий В., Батусов Р, Чубаров А.А., Доленко С., Самсонович А.В. Patterns of cognitive activity in a human vs collaborative robot interactive game Procedia Computer Science, v. 145, p 495-499 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.11.112

24. Редько В.Г. Modeling of Cognitive Evolution: Toward the Theory of Evolutionary Origin of Human Thinking ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА URSS (Editorial URSS), Москва, - (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Следующие результаты, полученные командой "BICA Lab" ИИКС НИЯУ МИФИ в 2019 году в рамках гранта РНФ № 18-11-00336, опубликованы в 22-х статьях и одной монографии, доложены на пяти конференциях и освещены в двух публикациях СМИ. • Расширена когнитивная архитектура Эбика (eBICA) как модель социально-эмоциональной динамики человека. Разработана расширенная общая математическая модель социально-эмоционального интеллекта на основе когнитивной архитектуры Эбика (eBICA). Модель описывает динамику эмоциональных состояний и характеристик человека в процессе социального взаимодействия на уровне, достаточном для реализации правдоподобных социальных виртуальных акторов, выражающих эмоции посредством мимики и элементов поведения, в широком спектре парадигм взаимодействия с человеком. Дополнительно к когнитивным оценкам (appraisals), составляющим основу аналогичных подходов, модель учитывает динамику других характеристик: чувств, телесных ощущений, настроений, аффектов и эмоций, представленных отдельными переменными, а также специальных структур, называемых моральными схемами. Впервые в рамках одной модели учитываются три конкурирующих фактора – принятые планы и обязательства, нравственные ориентиры, и телесный комфорт – как три взаимосвязанных процесса, которые находят компромисс на основе моральной схемы и определяют принятие решений, сознательное поведение и непроизвольные реакции субъекта. Процесс обучения модели агента реализуется автономно и состоит в формировании как оценок конкретных акторов, так и общей системы ценностей. Данная формулировка когнитивной архитектуры позволит нам наделить виртуальных агентов и роботов самой различной природы и назначения, от автоответчиков до беспилотных автомобилей, возможностями правдоподобного, социально приемлемого эмоционального искусственного интеллекта уровня человека. • Разработана общая концепция и прототипы социально-эмоционального искусственного интеллекта, использующие мимику лица в общении с человеком. Разработана общая концепция, воплощены, протестированы и исследованы прототипы виртуального актора – социально-эмоционального интеллектуального партнера человека на основе когнитивной архитектуры eBICA для ряда разнообразных парадигм: виртуальный слушатель, виртуальный чтец, виртуальный партнер видеоигры (non-player character: несколько парадигм), виртуальный ассистент композитора. А также, разработанная концепция находится на стадии тестирования для следующих парадигм: искусственный партнер танца в виртуальной реальности, виртуальный питомец, виртуальный собеседник. В процессе реализации прототипов были построены семантические карты эмоциональных реакций человека на материалы различной природы. Воплощенные прототипы демонстрируют социально-эмоциональный интеллект на уровне человека, что подтверждают тесты типа Тьюринга. Большинство созданных прототипов используют шлем виртуальной реальности как средство, и мимику как канал взаимодействия с человеком. Динамика эмоциональных состояний виртуального актора реализуется на основе когнитивной архитектуры eBICA при учете эмоционального состояния партнера. Созданная уникальная установка объединяет возможности распознавания выражений лица, электромиографии и виртуальной реальности. Следовательно, в недалеком будущем можно предвидеть широкие практические применения разрабатываемой технологии, которая позволит устанавливать и поддерживать социально-эмоциональный контакт между человеком и артефактом в различных областях и задачах: от сферы развлечений до жизненно важных приложений. Универсальность модели и неотличимость прототипов от человека в тестах типа Тьюринга позволяют отнести развитый подход к категории сильного социально-эмоционального искусственного интеллекта. • Установлены общие закономерности эмоциональной динамики человека при социальных взаимодействиях в виртуальном окружении. На основе созданной уникальной экспериментальной установки, а также регистрации ЭЭГ и фМРТ, проведены 92 сессии исследований с испытуемыми, позволивших экспериментально подтвердить теоретическую модель Эбика (eBICA) и установить новые общие закономерности динамики эмоциональных состояний человека при социальных взаимодействиях с персонажами видеоигры. Экспериментально подтверждены предсказания модели eBICA. Созданная методика и полученные экспериментальные факты позволят нам уточнить и далее развить когнитивную архитектуру Эбика (eBICA) с целью создания на ее основе широкого спектра социально приемлемых искусственных партнеров и ассистентов человека. • Предложен алгоритм тестирования семантической карты на основе методов фМРТ в задаче реализации управления Актором в игре Телепорт. Оценка использованного подхода методами Когновизора показала, что данный подход предполагает построение для каждого испытуемого индивидуальных карт активности головного мозга, наиболее интересные данные получаются при смене моральной схемы бота, взаимодействующего с игроком. Из-за высокой индивидуальности крайне важным параметром является прогноз степени доверия игрока боту во время игры. Созданы подходы проведения комплексных нейрофизиологических исследований на основе методов МРТ-совместимых ЭЭГ и ЭКГ, МРТ-совместимой полиграфии для верификационного построения когнитивных карт на основе синхронно записанных данных разной модальности. Предложен новый метод построения когнитивных карт ментальных типов мышления. Предварительные результаты обработки показали, что получаемые индивидуальные когнитивные карты похожи на усредненные, а также на усредненные (по 30 людям) карты, построенные на основе ЭЭГ, и на карту, построенную на основе экспертного опроса (по 20 экспертам). Проведены пилотные эксперименты с Актором в МРТ-сканере. Выявленнные функциональные сети показали индивидуальную вариабильность и чувствительность к смене моральной схемы коботов. Для сопоставления результатов Когновизора ментальных типов мышления с представлениями аналогичных модельных когнитивных процессов, построенных на базе семантической карты и архитектуры eBICA, в парадигме исследования Актора с целью уменьшения индивидуальной вариабельности данных разработан робастный метод предсказания предпочтения к доверию испытуемого на основе анализа морфологических данных и функциональной коннективности. • Проведен анализ данных, полученных в экспериментах с Акторами и Коботами. Получено нейросетевое отображение пространства входных признаков, получаемых путем анализа лица человека на видео программами FaceReader и OpenFace, на пространство карты когнитивного состояния. Эксперимент состоял в съемке лица испытуемого крупным планом в течение нескольких минут. В течение данного времени испытуемый должен был последовательно изображать несколько эмоций по несколько секунд. Всего пространство признаков составляет 73 признака, получаемых из программы FaceReader и 709 признаков (включая 2D и 3D координаты), получаемых из программы OpenFace. Полученный набор данных составил 31530 примеров. Данные подавались на вход полносвязной нейронной сети. При решении задачи регрессии параметра Valence были получены следующие характеристики на тестовом наборе данных: RMSE = 0,0099, MAE = 0,0053, R² = 0,999. При решении задачи регрессии параметра Arousal были получены следующие характеристики на тестовом наборе данных: RMSE = 0.0302, MAE = 0,0181, R² = 0,978. Как и ожидалось, результаты оказались заметно лучше аналогичных результатов, полученных методом линейной регрессии. Полученные результаты показывают возможность отображения входных признаков, полученных программами FaceReader и OpenFace, на пространство карты когнитивного состояния с использованием нелинейных моделей, с высокими показателями качества аппроксимации, превосходящим линейные модели. • Технологически обеспечены работы с объёмами данных, характерными для фМРТ-массивов. Для выполнения работ данного этапа исполнителям потребовалось на имеющемся в НИИЯФ МГУ кластере развернуть Apache Spark - фреймворк с открытым исходным кодом для реализации распределённой обработки данных, а также систему параллельных распределенных вычислений Dask. Суммарный объем файла, содержащего фМРТ сканы и метаинформаицию, составил более 800Гб. Обработка такого массива данных была невозможно без использования специальных решений, предназначенных для анализа больших данных. Проведены процедуры обработки данных фМРТ в рамках классических подходов понижения размерности с помощью метода анализа главных компонент (МГК) (он же PCA) В качестве базового решения было решено использовать сжатие данных методом главных компонент (МГК) и далее строить классификатор на основе сжатых данных. • Стало возможным определение типа решаемой испытуемым задачи и успеха решения в рамках проекта «Когновизор» с помощью алгоритмов машинного обучения, получающих на вход данные, сжатые методом главных компонент. Предстояло решить задачу по определению типа ментального задания, которое выполнял испытуемый, по его фМРТ данным. Точность решения задачи классификации на 6 классов оказалась невысокой - около 55% на тренировочном наборе и около 20% на тестовом наборе. Для улучшения решения было принято решение использовать двухэтапное обучение: на первом этапе нейронная сеть учится решать задачу бинарной классификации, обучаясь на всем массиве данных (112 тыс. примеров), после чего последний слой сети заменяется на слой для классификации на 6 классов (остальные веса остаются обученными на задаче бинарной классификации); далее проводится дообучение на поднаборе из 29 тыс примеров. Таким образом удалось добиться точности определения типа задачи в 73% на тренировочном и около 30% на тестовом наборе данных. Тестовый набор составляет случайно выбранные 10% примеров из всего набора данных (из 29 тыс отфильтрованных примеров) и не используется в процессе обучения нейросети. • Стало возможным определение типа решаемой испытуемым задачи и успеха решения в рамках проекта «Когновизор» с помощью алгоритмов машинного обучения, получающих на вход полноразмерные данные Здесь в качестве более простого базового решения был выбран алгоритм случайного леса (random forest), поддерживаемый системой Apache Spark. Модели решающих деревьев обучались на массиве из 29 тыс примеров, каждый с размерностью около 400 тыс признаков. Случайный лес с глубиной дерева 15 позволил получить точность 89.7% на тренировочном наборе и 35.1% на тестовом наборе, т.е. мы уже безоговорочно превзошли результат, полученный на сжатых данных. Работа с полным массивом данных и более сложными моделями с большим количеством правил занимает по несколько суток. Однако в настоящее время данная система отлажена, что внушает веру в то, что уже в первой трети 2020 года будут получены новые ещё более позитивные результаты. Снижение размерности данных с помощью сверточных автоэнкодеров Ещё одним этапом работы стало обучение сверточных сетей, также для решения задачи классификации на 6 классов. Обучение моделей производилось на базе фреймворка tensorflow на ранее упомянутом массиве из 29 тыс. примеров - размер массива составил около 210 Гб. Были успешно обучены следующие нейросетевые архитектуры: VGG16, NasNetMobile и InceptionV3. Первая архитектура продемонстрировала самые низкие результаты: около 40% на тренировочном и тестовом наборах. На остальных двух моделях наблюдалась полная сходимость моделей на тренировочном наборе - точность решения выше 95%, при этом точность NasNetMobile на тестовом наборе составила 65%, тогда как inceptionV3 превысила 80%. Таким образом, можно заключить, что выбранный путь по решению задачи “Когновизор” методами глубоко обучения позволяет решить поставленную задачу наиболее успешно, в сравнении с альтернативными методами машинного обучения. • Опубликована монография: Редько В.Г. Моделирование когнитивной эволюции: На пути к теории эволюционного происхождения мышления. . М: ЛЕНАНД/URSS, 2019. 264 с. ISBN 978-5-9710-7330-7. URL: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=258505

 

Публикации

1. Веселов Н.О., Чубаров А.А., Рощин М.Н., Мардер Л.М., Сегал С.М., Самсонович А.В. Emotional BICA for non-player characters: New empirical data Procedia Computer Science, - (год публикации - 2019)

2. Жигулина П., Ушаков В.Л., Карташов С. И., Малахов Д.Г., Орлов В.А., Новиков К., Короткова А., Анохин К., Нуркова В. The architecture of neural networks for enhanced autobiographical memory access: a functional MRI study Procedia Computer Science, - (год публикации - 2019)

3. Карташов С.И., Ушаков В.Л., Орлов В.А. Dynamic parameters of the diffusion in human brain white matter during cognitive tasks Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 173–178 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_22

4. Кожухов С.А., Иванов Р.С., Бугрова С.В., Верхлютов В.М., Ушаков В.Л. Functional asymmetry of local connections in V1 and its impact on orientation tuning Procedia Computer Science, - (год публикации - 2019)

5. Козлов С.О., Пойда А.А., Орлов В.А., Малахов Д.Г., Ушаков В.Л., Шараев М.Г. Selection of functionally homogeneous brain regions based on correlation-clustering analysis Procedia Computer Science, - (год публикации - 2019)

6. Коростелёва А.Н., Ушаков В.Л., Орлов В.А., Строганова Т.А. ,Величковский Б.М. Neurophysiological correlators of semantic features Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 240–245 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_31

7. Костенко Д.О., Маштак И.А., Фомин Д.Д., Маштак Д.В., Ражева А.В., Ким Н.В., Самсонович А.В. Creative virtual composer assistant based on the eBICA framework. Procedia Computer Science, - (год публикации - 2019)

8. Крышко М.Д., Вартанов А.В., Вартанова И.И., Климов В.В. Subjective perception space of musical passages Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 266-276 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_34

9. Максимова А., Климов В.В., Антонов Н. Development of graph-theoretical model and operations on graph representations of ontologies as applied to information retrieval tasks. Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 340-345 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_43

10. Орлов В.А., Ушаков В.Л., Козлов С.О., Енягина И.М., Пойда А.А. A review of method and approaches for resting state fMRI analyses Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 400–404 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_52

11. Орлов В.А., Холодный Ю.И., Карташов С.И., Малахов Д.Г., Ковальчук М.В., Ушаков В.Л. Application of registration of human vegetative reactions in the process of functional magnetic resonance imaging. Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 393–399 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_51

12. Самсонович А.В. Socially emotional brain-inspired cognitive architecture framework for artificial intelligence. Cognitive Systems Research, том 60, стр. 57-76 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2019.12.002

13. Самсонович А.В., Тихомирова Д.В., Чубаров А.А. Виртуальные акторы на основе социально-эмоциональной когнитивной архитектуры. Семнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием. КИИ-2019, Том 1, стр 231-239 (год публикации - 2019)

14. Скитева Л.И., Ушаков В.Л., Оссадчи А. Comparison of cross-frequency methods such as cross-term deprived covariance (CTDC) and bispectrum Procedia Computer Science, - (год публикации - 2019)

15. Тихомирова Д.В., Чубаров А.А., Самсонович А.В. Empirical and modeling study of emotional state dynamics in social videogame paradigms Cognitive Systems Research, том 60, стр. 44-56 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2019.12.001

16. Тихомирова Д.В., Шемшединов Х.Л., Чубаров А.А., Самсонович А.В. Закономерности динамики аффективных состояний в социальной видеоигре. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г., стр. 507-512 (год публикации - 2019)

17. Ушаков В.Л., Орлов В.А., Карташов С.И., Шигеев С.В., Самсонович А.В. Neuro-correlates of the eBICA model Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 532–537 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_69

18. Фетисова А.А., Вартанов А.В. Significance of emotional context while performing semantic tasks. Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 94-98 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_12

19. Чернышов А.А., Баландина А.И., Климов В.В. Overview of natural language processing approaches in modern search engines. Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 54-59 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_8

20. Чубаров А.А. Experimental platform based on a virtual environment for advanced study of the social behavior of actors. Advances in Intelligent Systems and Computing, Том 948, стр. 60-72 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_9

21. Чубаров А.А., Тихомирова Д.В., Ширшова А.В., Веселов Н.О., Самсонович А.В Virtual Listener: A Turing-like test for behavioral believability Procedia Computer Science, - (год публикации - 2019)

22. Эйдлин А.А., Чубаров А.А., Самсонович А.В. Virtual Listener: Emotionally-intelligent assistant based on a cognitive architecture. Advances in Intelligent Systems and Computing, том 948, стр. 73-82. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-25719-4_10

23. Редько В.Г. Моделирование когнитивной эволюции: на пути к теории эволюционного происхождения мышления. ЛЕНАНД/URSS, Москва, 264 с. (год публикации - 2020)

24. - Слуга, друг или хозяин: кем станет искусственный интеллект для человечества (интервью Самсоновича А.В.) РИА Новости: РИА Наука, РИА Новости: РИА Наука. Опубликовано 29.08.2019, обновлено 03.09.2019. https://na.ria.ru/20190829/1557954047.html (год публикации - )

25. - Искусственный интеллект - равноправный партнёр человека Yandex Zen: Мифист, Yandex Zen: Мифист, 2-е августа 2019 г. https://zen.yandex.ru/media/mephi/iskusstvennyi-intellekt--ravnopravnyi-partner-cheloveka-5d2ee96ccfcc8600ad79f79d (также см. https://zen.yandex.ru/mephi) (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 году несмотря на ограничения, связанные с пандемией COVID19, наш проект был успешно завершен, причем стала ясна значительность полученных результатов. Свидетельство тому — не только публикация в журнале первой квартили (Q1) и доклад на конференции категории А согласно классификации CORE, но и ряд новых практически важных направлений исследований, которые, хотя и не были включены в изначальный план, но естественным образом возникли в ходе работ и выросли за рамки настоящего гранта, тем самым создавая необходимость его продления. Сюда прежде всего относятся: (1) Интеллектуальная платформа VCC для проведения виртуальных научных конференций, с большим успехом использованная в двух международных конгрессах в 2020 году (BICA*AI 2020, около 200 участников, и CAICS 2020, объединивший четыре национальные конференции, около 1000 участников). (2) Принципиально новый подход к количественному измерению критериев и метрик социальной приемлемости искусственного интеллекта, альтернативный по отношению как к общим тестам типа Тьюринга, так и к батареям частных тестов типа Cognitive Deccathlon, IQ, EQ и т.п. (3) Возможность построения интеллектуальных индивидуальных тьюторинговых систем и сред для коллективного дистанционного обучения нового типа на основе разработанных нами платформ и моделей виртуальных агентов. Основные же результаты, соответствующие заявленному плану, не менее ценны: (4) Принципиально новый подход к семантическому картированию психических и когнитивных состояний мозга человека на основе фМРТ и ЭЭГ. (5) Общая теоретическая база плюс технологическая и аппаратная платформа, способные стать «конвейером» для разработки социально приемлемых интеллектуальных виртуальных агентов, обладающих эмоциональными качествами на уровне человека. (6) Набор нейросетевых средств для автоматического семантического картирования объектов и сигналов практически любой природы (изображения мимики лица, волновые формы ЭЭГ, BOLD-сигнал фМРТ, логи действий участника компьютерной игры и т.д.). В данном случае семантическое картирование подразумевает вычисление аффективных, эмоциональных, нравственных, эстетических или подобных характеристик. (7) Принципиально новый общий подход к моделированию когнитивного онтогенеза, без сомнения, представляющего главный вызов нашего времени. Остается добавить, что наш план по количеству WoS/Scopus-индексируемых публикаций за все время проекта перевыполнен более чем вдвое. В один только год пандемии нами сделано № докладов на конференциях международного и национального уровня. Наша команда в данный момент более сплочена чем когда бы то ни было и готова к решению новых задач. Среди основных полученных нами результатов назовем следующие: Система семантического картирования выражений лица человека и аватара Система сравнительного анализа семантических карт Система психологического профилирования человека и автомата Виртуальный конференц-центр – платформа для онлайн-конференций Виртуальный бот-презентер, виртуальный танцор, виртуальный питомец Результат объединения семантических карт активности головного мозга человека, полученных посредством фМРТ, ЭЭГ и экспертных оценок Модель установления доверия при взаимодействии в виртуальном окружении Опубликована статья в Q1-журнале. Опубликована переработанная монография: Редько В.Г. Моделирование когнитивной эволюции: На пути к теории эволюционного происхождения мышления. М: ЛЕНАНД/URSS, 2020. 3-е изд. 264 с. ISBN 978-5-9710-7330-7. URL: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=258505 Видеозаписи конференции BICA*AI 2020, проведенной целиком на основе нашей платформы VCC, можно просмотреть на сайте https://bica2020.org/program нажав на таблицу и затем на индивидуальные линки.

 

Публикации

1. Ефиторов А., Широкий В.Р., Орлов В.А., Ушаков В.Л. , Доленко С.А. The Solution to the Problem of Classifying High-Dimension fMRI Data Based on the Spark Platform. Selected Papers from the XXII International Conference on Neuroinformatics, Moscow, Russia. Neuroinformatics, SCI 925, pp. 58-64 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-60577-3_6

2. Редько В.Г. Simple model of origin of feeling of causality. Advances in Intelligent Systems and Computing, V.1310 pp. 410–416 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-65596-9_49

3. Саакян Д.Б., Редько В.Г. The model of a simple self-reproducing system. Cognitive Systems Research, V 65 , pp. 17-22 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.cogsys.2020.09.003

4. Самсонович А.В., Тихомирова Д.В., Чубаров А.А., Эйдлин А.А. Toward a general believable model of human-analogous intelligent socially emotional behavior. Lecture Notes in Artificial Intelligence, V. 12177 pp.301-305 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-52152-3_31

5. Самсонович А.В., Чубаров А.А. Virtual Convention Center: A socially emotional online/VR conference platform. Advances in Intelligent Systems and Computing, V.1310 pp. 435–445 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-65596-9_52.

6. Самсонович А.В., Чубаров А.А., Эйдлин А.А., Шедько А.Ю. Виртуальный конференц-центр: интеллектуальная платформа с использованием когнитивной архитектуры ebica для проведения конференций и дистанционного обучения с использованием технологий VE/VR Восемнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2020: Труды конференции, стр. 203-212 (год публикации - 2020)

7. Тихомирова Д.В., Завражнова М.В., Родькина Е.А., Мусаева И., Самсонович А.В Psychological portrait of a virtual agent in the teleport game paradigm Springer, Studies in Computational Intelligence book series, V.12177 pp. 327-336. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-52152-3_35.

8. Тихомирова Д.В., Самсонович А. В. Роль эмпатии в распознавании человеком агентов искусственного интеллекта в социально-эмоциональной видеоигре Восемнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2020: Труды конференции. Москва: МФТИ, pp. 213-220. (год публикации - 2020)

9. Чуньлян Фэн, Чжиюань Чжу, Зайсю Цуй, Вадим Ушаков, Жан-Клод Дреэр, Венбо Луо, Руолей Гу, Ся У, Франк Крюгер Prediction of trust propensity from intrinsic brain morphology and functional connectome Human Brain Mapping, том 42, стр. 175–191. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1002/hbm.25215

10. Широкий В.Р. , Тихомирова Д.В., Владимиров Р. Д., Доленко С. А., Самсонович А.В The Loop of Nonverbal Communication Between Human and Virtual Actor: Mapping Between Spaces. Advances in Intelligent Systems and Computing, V.1310, pp.484-489 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-65596-9_58

11. Самсонович А.В., Девяткина А.С. Система для визуализации и сравнительного анализа семантических карт -, в обработке (год публикации - )

12. Самсонович А.В., Чубаров А.А. Виртуальный конференц-центр -, в обработке (год публикации - )

13. Тихомирова Д.В., Самсонович А.В. База данных экспериментов лаборатории BICA -, в обработке (год публикации - )

14. - Конференция BICA*AI 2020 пройдет на российской онлайн-платформе РИА Новости, Навигатор абитуриента. МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано