КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-01882

НазваниеМобильность в Арктике: этнические традиции и технологические инновации

РуководительГоловнёв Андрей Владимирович, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2018 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-304 - Этнология

Ключевые словаАрктика, ненцы, саамы, чукчи, мобильность, идентичность, этничность, технология, традиция, инновация, межэтнические отношения, визуальная антропология, антропология движения, номадизм, северный дизайн

Код ГРНТИ03.61.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Центральная тема проекта — потенциал северного номадизма и «дизайн кочевий» в практиках современного освоения Арктики. За основу принимаются три модели арктического номадизма — ненецкая, саамская и чукотская в их сходстве и ситуативных (этнокультурных, исторических, локальных и других) вариациях. Соотношение традиций и новаций, коренных и пришлых культур на Севере обычно рассматривается как конфликт ценностей и интересов. В действительности это взаимодействие насыщено встречными воздействиями и заимствованиями, своего рода стимулирующей конкуренцией. Многие технологические новшества, прежде всего транспортно-навигационные, не разрушают, а преобразуют кочевую культуру. В свою очередь традиционные технологии жизни-в-движении представляют собой ресурс для обогащения современных стратегий освоения Арктики. В «северном измерении» России уместно осмысление и применение стратегий арктического номадизма, в том числе полиритмичной мобильности, этики минимализма, принципа полифункциональности, энергоэкономии и других актуальных для современности традиций коренных северян. Северная мобильность, включая номадизм, исторически и по сей день является базовым принципом освоения Российской Арктики. Опора на феномен движения нова в науке и прикладных экспертизах, поскольку прежде не существовало разработанной методологии документирования и анализа жизненной мобильности. Появление этих методов во многом связано с недавно открывшимися возможностями визуальной записи и презентации. В прошлом в гуманитарных науках акцент делался на фиксированных внешних формах и логически противопоставленных состояний (в том числе «культур», «идентичностей», «интересов»); ныне, в предлагаемой системе методов антропологии движения, акцент смещен на общий для всех северян потенциал движения–действия, предполагающий оптимизацию (дизайн) ролей и функций в реальном взаимодействии. Опыт записи движения ненцев, саамов, чукчей и коми-ижемцев не только открывает новые ракурсы жизни и культуры арктических кочевников, но и позволяет заимствовать их алгоритмы в современные практики мобильности. Выявление структуры передвижения, особенностей мобильности разных групп и характера их взаимодействия (кооперации, конкуренции, коалиции по отношению к внешним агентам) является одним из важных направлений исследования. Новшеством является применение новейших инструментальных методов в сфере, где прежде довлело текстовое описание. Фиксация движения кочевников методами gps-навигации с параллельным визуальным сопровождением позволяет наглядно и точно (в цифрах, картах и графиках) отразить пространственную стратегию номадов. Опыт проведенных по проекту исследований показывает, что кочевая модель жизнедеятельности и культуры обладает высоким потенциалом маневренности и гибкости, а ее давление на природную нишу органично самой тундровой экологии, столь же изменчивой и динамичной. Изучение маневров кочевников в обстоятельствах кризисов и рисков показало, что тундровой экосистеме и традиционной этносистеме органична динамика, а не статика. Всякая задержка нарушает общий ритм движения, а стационарные сооружения значительнее ранят тундру, чем проходы больших оленьих стад. Иначе говоря, не общая масса стада, а режим его движения определяет экологическое благополучие тундры. Выявленные на стыке этнологии и дизайна концепты технологий арктического номадизма — слитное пространство-время, кочевой трансформер, техноанимация, эффект движения, вещный минимализм, мобильный модуль, северная эстетика — заслуживают апробации и дальнейшей разработки на широкой эмпирической базе (в настоящее время они прошли полевое тестирование и аналитический этап обработки на материалах кочевников Ямала).

Ожидаемые результаты
Свод технологических принципов, драйверов, алгоритмов и механизмов кочевания с конкретными примерами и визуальным сопровождением, обозначаемый как Атлас кочевых технологий (Арктика), не имеет аналогов в мировой науке. По методике и методологии работа соответствует мировому уровню исследований. Ее актуальность и практическая значимость определяется, с одной стороны, географией проведения исследований и последующей имплементации их результатов (Арктика), с другой — их направленностью на теоретическую и практическую разработку столь сложного явления как движение (особенно в гуманитарных науках), имеющего очевидные перспективы в различных областях современной деятельности, обозначаемых понятием «мобильность». В числе других научно-практических вариантов использования результатов исследований, они могут послужить основой совершенствования и оптимизации стратегий освоения Арктики (с учетом традиционных кочевых технологий), разработки совместных проектов коренных северян-кочевников и ресурсодобывающих корпораций.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В рамках первого года основными направлениями продолжающегося проектного исследования были: теоретические исследования кочевой традиции (номадизма) как культурного наследия Арктики; изучение чукотской модели кочевой традиции в проекции этнодизайна. Основу культурного наследия Арктики составляет живая культура коренных народов. Северу свойственна, с одной стороны, устойчивость культур и систем коммуникации, с другой — их высокая адаптивность к экологическим и социальным переменам. В этом смысле принципиально и проблематично соотношение понятий «традиция» и «инновация», которые сегодня часто фигурируют в титулах научных форумов, проектов и трудов. Обычно они противопоставляются, причем «традиции» нередко придается оттенок отсталости и ущербности (например, в теории модернизации). В действительности этнокультурные традиции органично уживаются с технологическими новациями; часто традиция рождает новацию, а склонность к новациям становится традицией. Механизм и динамизм культурной устойчивости и изменчивости в Арктике представляет особый интерес для концептуализации культурного наследия. Соотношение традиций и новаций, коренных и пришлых культур на Севере обычно рассматривается как конфликт ценностей и интересов. В действительности это взаимодействие насыщено встречными воздействиями и заимствованиями, своего рода стимулирующей конкуренцией. Многие технологические новшества, прежде всего транспортно-навигационные, не разрушают, а развивают кочевую культуру. Многие традиционные технологии жизни-в-движении представляют собой ресурс для обогащения современных стратегий освоения Арктики. Основным и наиболее выразительным элементом культурного наследия Арктики представляется кочевая традиция, включающая жизненную философию номадизма, мобильные пространственно-временные стратегии, ценности и технологии кочевания, «оленье мышление», ритмы экологического и социального поведения. Одно из главных свойств арктических культур состоит в их высокой мобильности и искусстве освоения больших пространств. Внешними наблюдателями арктический номадизм часто воспринимается как выживание в суровой тундре. Сами кочевники не считают свою жизнь выживанием. Для них кочевье — состояние комфорта и поле самореализации. При детальном рассмотрении арктический номадизм представляет собой мощный и сложный социальный механизм, работающий на энергии людей и оленей. Этот автономный perpetuummobile включает ритм усилий мужчин и женщин, диалог интересов людей и оленей («оленье мышление» ненцев и чукчей представляет собой экофилософию кочевников, основанную на «мотивах» оленей).Контроль над движением — особенность и кредо кочевой культуры. Образ жизни тундровых кочевников предполагает не только готовность, но и предрасположенность к постоянной смене обстановки и минимализму быта. Им свойственны ценности, недоступные оседлым культурам. Чукчи, ненцы и саамы пасут оленей по-разному, но одинаково видят в оленеводстве экономический стержень, а в олене — символ своей самобытности (для коми-ижемцев это еще и коммерческий проект). Оленеводство обеспечивает автономию в транспортно-экономическом, социальном и мировоззренческом измерениях, которая в свою очередь создает условия самобытности любой культуры, обратившейся к кочевому оленеводству как основе жизнедеятельности. Кочевая традиция содержит в себе целый набор концептов (или принципов), которые, с одной стороны, практичны, с другой — заслуживают теоретической проекции. К их числу относятся: слитное пространство-время, кочевой трансформер, мобильный модуль, эффект движения, техноанимация, вещный минимализм, северная эстетика. Экология тундры, которую впитала в себя ненецкая культура, настроена на мобильность, изменчивость и маневренность — так ведет себя сама арктическая природа. Она разнымиспособами отторгает тяжеловесные статичные конструкции, которые привносит с собой современная индустрия, отзываясь на них омертвением ландшафта, вспучиванием или протаиванием вечной мерзлоты, эрозией почвы и болезненными «свищами» (вроде зловещих воронок по соседству с промбазами газовиков). Природа Арктики настоятельно рекомендуетсовременной цивилизации учиться у кочевников легкости движения и гибкости адаптации,стратегиям контроля над пространством, использованию мобильных модулей, приемовтрансформера и других мобильных технологий. Если кочевника рассматривать не как тупиковую ветвь, а как естество человека и его потенциала (кстати, человечество и родилось в кочевье), то номадология предстанет направлением, раскрывающим механизмы динамики и статики в человеческой истории и культуре, причем как в прошлом, так и в будущем. Иначе говоря, кочевник становится интересен не только как образчик экзотики, но и как образец энергии и движения, исконно присущих человеку и человечеству. Этот подход в корне меняет отношение к кочевникам, их культуре, технологиям, мотивациям. Вопрос состоит уже не в том, как научить кочевника правильно жить, а в том, как у него научиться философии номадизма и «комфорту в движении». Проектная группа в 2017 г. сосредоточила свою работу на сборе, систематизации и анализе материалов по чукотской модели кочевой мобильности, стратегий и технологий движения с помощью экспериментальных методов арктического этнодизайна. Чукотский отряд в составе: Е. В. Перевалова (руководитель, этнограф), Д. А. Куканов (дизайнер), А. Е. Курлаев (видеооператор) проводил полевые исследования и выездную школу этнодизайна в октябре 2017 г. в Чаунском районе Северной Чукотки.Исследования в области этнографии и этнодизайна были сосредоточены на описании главных элементов кочевого образа жизни чукчей: 1. Жилище. Выполнены описания конструкций (элементы, детали, узлы) и материалов зимней палатки и яранги. Собрана информация по их установке-снятию (схема сборки-разборки), транспортировке (раскладка на нарты, место нарт для перевозки жилищ в кочевом «трансформере»), технологиям и приемам эксплуатации (изготовление, ремонт, хранение). Составлены планы организации внутреннего пространства жилищ. На основе наблюдения и интервью описаны состояния и преобразования чукотских жилищ в зависимости от времени года и жизненных ритмов кочевья/стада. Записаны чукотские названия элементов, деталей и узлов жилищ, а также ключевых понятий, относящихся к технологии кочевания (сборка, транспортировка, установка жилищ и других элементов стойбища). Собран материал по типологии жилищ (историческая трансформация),выполнена фотосъемка. 2. Стойбище. Составлены планы пространственной организации стоянки, определены условные границы «зон освоения» и даны их характеристики. Произведены фотофиксация и съемка с квадрокоптера двух зимних стойбищ оленеводов бригады № 3. Выполнено описание технологии перекочевки стойбища. 3. Транспорт. Детально описаны конструкции и типы (легковые мужские и женские, легкие, средние и тяжелые грузовые, для перевозки шестов яранги) нарт, технологии изготовления и эксплуатации. Собраны материалы по техноанимации и эффекту движения нарт(отсняты и зарисованы узлы крепления, составлено описание использованных материалов, особенностей работы конструкции в эксплуатации). Выполнена фотосъемка разных типов нарт, фиксация мест расположения их на стоянке, процессов ремонта и подготовки к кочеванию. Записаны названия элементов, деталей и узлов и наименования типов нарт на чукотском языке. Зафиксированы схемы и способы хранения вещей в нартах и их укладки для перевоза на новое стойбище. 4. Одежда и снаряжение, приспособления, инвентарь и предметы быта. Собрана информация (интервью, схемы, рисунки) по изготовлению (раскрой, пошив, покраска), типологии (мужская, женская, детская; рабочая и праздничная верхняя и нижняя одежда, обувь, головные уборы) и эксплуатации (носка, хранение) традиционной одежды чукчей. Описаны и зарисованы схемы пошива элементов жилищ (пологов, рэтемов, палаток) и мягкой утвари (мешки, женские сумки для рукоделия).Выполнена фотосъемка зимней одежды и мягкой (меховой) утвари. 5. Кочевой трансформер. Собрана информация (схемы, рисунки, интервью) по организации кочевки, сбору и транспортировке грузов (стойбище — кочёвка — стойбище), действиям людей (мужчины — женщины — дети; семья — стойбище). Описаны составляющие чукотского семейного муриль (кочевого каравана): 1-й (мужской) малый караван, 2-й (мужской) и 3-й (женский) большие (основные) караваны. Описаны схемы сбора нарт в кораль и трансформация его в муриль. Уточнены названия на чукотском языке ключевых понятий, относящихся к технологии кочевания и выпаса оленей. 6. Система оленеводства. Собрана информация по особенностям выпаса стад в зависимости от времени года, погоды и природных катаклизмов, хозяйственно-бытовым потребностям (например, «экспедиция» за материалом для изготовления нарт и яранг в лесотундровую зону), маршрутам, мотивам и вариантам их изменения. Описана специфика организации работы совхозов советского времени и современных МП СПХ. 7. Сбор картографического материала, статистических данных (численность, расселение, фамильный состав чукотского населения, льготы и др.) и документальных данных по оленеводству и кочевому образу жизни чукчей (численность, состав и движение стад, карты и маршруты кочеваний, состав бригад МП СПХ «Чаунское» и др.). Входе экспедиции было записано семь GPS-треков, из них: мужских треков (маршруты движения, скорости и протяженность ежедневных маршрутов оленеводов) –– 6, путь от стоянки А. Ф. Антылина до Певека — 1. Треки сопровождаются текстовыми описаниями и комментариями участников движения, в записях отражена деятельностная схема дня оленевода с обоснованиями мотивов и причин действия (движения). Треки дополнены фоторядом, фиксирующим деятельность оленевода и дающий его/ее визуальный портрет. В ходе полевых исследований были выполнены работы по картографированию и уточнению маршрутов кочеваний бригад МП СХП «Чаунское», съемки с помощью видеокамеры, камеры-GoPro и квадрокоптера, что позволило расширить базу данных арктической мобильности. Создан фотоархив экспедиции, включающий более 2 900 фотографий, отснят видеоматериал (более 115 видеосюжетов), собрано 17 карт, сделано 47 рисунков. Конкретные научные результаты проектных исследований опубликованы в серии статей в научных изданиях, индексируемых в международной базе Scopus, РИНЦ и рекомендуемых ВАК, а также в докладах и презентациях участников проекта на международных и российских научных форумах, участниками проекта организованы тематические секции на крупных международных форумах: секция «Антропология движения: дорожная карта» на международном Интер-Конгрессе антропологических и этнологических наук (International Union of Anthropological and Ethnological Sciences InterCongress), Канада, 2–7 мая 2017 г.; секция «Кочевники Арктики: кризисы и решения» на IX Международном конгрессе арктических социальных наук (9th International Congress of Arctic Social Sciences), Швеция, 8–12 июня 2017 г., секция «Кочевники XXI века» на XII Конгрессе антропологов и этнологов России, Россия, Ижевск, 2–5 июля 2017 г.

 

Публикации

1. Адаев В.Н. Горные ненцы Полярного Урала: особенности традиционной культуры и ландшафтного освоения Уральский исторический вестник, № 2 (55). С. 25-34. (год публикации - 2017)

2. Головнёв А.В. Кочевая традиция как культурное наследие Арктики Полярные чтения на ледоколе "Красин" – 2016. Культурное наследие в Арктике: вопросы изучения, сохранения и популяризации: материалы научной конференции. СПб: Паулсен, 2017., С.69-83. (год публикации - 2017)

3. Головнёв А.В. Арктический этнодизайн Уральский исторический вестник, № 2 (55). С. 6-15. (год публикации - 2017)

4. Истомин К. В. О динамике культуры оленей на Кольском полуострове Уральский исторический вестник, № 2 (55). С.16-24. (год публикации - 2017)

5. Головнёв А.В. Кочевники Арктики: этнодизайн XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г., М.; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. С. 296. (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В рамках второго года основными направлениями продолжающегося проектного исследования были: (1) теоретическое обоснование методов арктического этнодизайна; (2) изучение саамской и коми-ижемской моделей пост-кочевой традиции в проекции этнодизайна. Исследовательским коллективом был разработан комплекс исследовательских методов, который включает в себя замеры движения посредством визуальных средств и GPS-навигатора, моделирование ментальных карт кочевников, а также дизайн осваиваемого пространства. Цель записи состоит в создании многомерной картины движения с его пиками и паузами, персональными и социальными траекториями. Трек дневного пути на карте дополняется характеристиками (1) основного занятия в течение дня, (2) ритма и эпизодов действия, в том числе пауз, (3) снаряжения и инструментария, (4) взаимодействия с партнерами, (5) исполнения задач и самостоятельных решений, (6) местности, (7) погоды. Действия фиксируются фото- и видеорядом, при этом визуальное отображение сопровождается характеристикой движения. В идеальном варианте синхронная запись треков всех действующих лиц дает полную картину движения/деятельности кочевой/производственной группы, по которой можно определить общий ритм и напряженные эпизоды деятельности, узлы и сгустки коммуникации, роль лидера в организации и направлении движения/действия. Результатом и одновременно новой методикой визуальной записи и презентации движения кочевников являются ритмограмма (запись последовательности эпизодов и ритма деятельности) и кочевой трансформер (запись движений/действий в циклах переходов кочевье/стойбище, зима/лето и др.); в кольском варианте это «механизм оленепроизводства». Приобретение и использование квадрокоптера и других средств позволяет осуществить 3D моделирование стойбищ, вещей, фиксацию действий с использованием аэрофото, видеосъемки. Квадрокоптер применяется для построения проекционных планов стойбищ, создания трехмерных моделей и иных форм использования технологий фотограмметрии: общий план (высота съемки 20–250 м) местности, стойбища, стада, каравана (на максимальном удалении от земли); средний план (высота съемки 3–20 м) позволяет получить планы/кадры с недоступных иными средствами ракурсами планов, объектов, эпизодов действия (встроенная видеокамера имеет разрешение 4К, что позволяет использовать отдельные видеокадры в качестве фотографий). Проектная группа в 2018 г. проводила полевые исследования на территории Кольского полуострова. Основной задачей экспедиции был сбор, систематизация и анализ материалов по саамской и коми-ижемской моделях кочевой мобильности, стратегиям и технологиям движения с помощью экспериментальных методов арктического этнодизайна. С 20 апреля по 9 мая 2018 г. проходила этнографическая экспедиция в Мурманской обл., с. Ловозеро, оленеводческая база «Полмос» СХПК «Тундра», рук. А.В. Головнёв (этнограф), участники группы: Е.В. Перевалова (этнограф), Д.А. Куканов (дизайнер), Ю.С. Конькова (дизайнер). Цикл кольского оленеводства делится на весенний отел, летний нагул, осенний сбор, декабрьский кораль, зимовку, а также реализацию товарной продукции. Кораль — узел современного оленеводства, место и время осмотра, сортировки и утилизации стада. К декабрю левое крыло кооператива «Тундра» направляет оленей к коралю на Полмосе, где ведет просчет, распределяет приплод, выделяет «убойный кусок» и гонит его к Ловозеру, в забойный цех. Остальное стадо направляют к местам зимовки (декабрь–март), в конце которой его вновь подгоняют к коралю, где производят кастрацию быков и отбор стельных важенок в отдельное стадо. В июне проводят «легкий кораль» (тандара), где клеймят оленей, после чего отпускают все стадо, за исключением ездовых быков, на выпас в приморские тундры. В Кольском крае оленеводство — производство, а не образ жизни, как на Чукотке и Ямале. Соответственно, олени представляют собой сырьевые ресурсы, бегающую оленину, предназначенную для переработки, продажи и, частично, личного потребления. В этом смысле коми-ижемский тундровый капитализм сохраняется в Кольском крае, несмотря на деформации в эпоху социализма. Главное оленеводческое предприятие края — сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) «Тундра» в Ловозере — сочетает черты разных пережитых им форм (колхоза, совхоза, коллективного долевого товарищества), а статус оленеводства в его профиле адекватно передается названием «оленеводческий цех» (наряду с цехом по переработке мяса, молочной фермой и др.). При этом оленцех — единственное в кооперативе рентабельное отделение, продукция которого формирует 50–60 % прибыли предприятия и компенсирует убытки других цехов. Возможности сбыта продукции (близость крупных городов, наличие дорог) с дореволюционных времен задали кольскому оленеводству в его ижемском менеджменте ориентацию на рынок, рентабельность и технологические инновации. Конкретные научные результаты проектных исследований опубликованы в серии статей в научных изданиях, индексируемых в международной базе SСOPUS, РИНЦ и рекомендуемых ВАК, итоговой коллективной монографии «Арктика: атлас кочевых технологий». Основные результаты исследования представлены не только в итоговой коллективной монографии и серии статей, а также в рамках международных и всероссийских научных форумах и конференциях: Радловские чтения—2018, III Кочующий семинар. «Антропология движения: методы и практика» (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Международный воркшоп «Genome Russia» (СПбГУ, Санкт-Петербург), VIII Югорская полевая музейная биеннале (Музей природы и человека, Ханты-Мансийск).

 

Публикации

1. Адаев В.Н. Специфика ориентирования по сторонам света у тундровых ненцев Вестник археологии, антропологии и этнографии, Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2018. № 1 (40). C. 89-98. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.20874/2071-0437-2018-40-1-089-098

2. Головнёв А.В. Challenges to Arctic Nomadism: Yamal Nenets Facing Climate Change Era Calamities Arctic Anthropology, Arctic Anthropology. 2017. Vol. 54. No. 2. Pp. 40–51. (год публикации - 2018)

3. Головнёв А.В. Кочевники Арктики: искусство движения Этнография, Этнография. 2018. №2. С.6-44 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2018-2-6-44

4. Истомин К.В. «Только трусливый плутает»: страх, беспокойство и ориентация в пространстве у оленеводов — ненцев и коми Этнография, Этнография. 2018. №2. С.67-83. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2018-67-83

5. Киссер Т.С. Этноракурсы сибирского путешествия И.Г. Георги Кунсткамера, Кунсткамера. 2018. №2. С.111-118. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31250/2618-8619-2018-2-111-118

6. Перевалова Е.В. Этничность в кино: ненцы, ханты, манси на экране Кунсткамера, Кунсткамера. 2018. №2. С.184-192. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31250/2618-8619-2018-2-184-192

7. Перевалова Е.В., Куканов Д.А. Мобильное жилище чукчей-оленеводов: традиции и новации Уральский исторический вестник, Уральский исторический вестник. 2018. №3 (60). С. 40-49. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30759/1728-9718-2018-3(60)-40-49

8. Головнёв А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: атлас кочевых технологий Арктика: атлас кочевых технологий. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2018. — 352 с., Головнёв А. В., Куканов Д. А., Перевалова Е. В. Арктика: атлас кочевых технологий. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2018. — 352 с. (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
Свод технологических принципов, драйверов, алгоритмов и механизмов кочевания с конкретными примерами и визуальным сопровождением, обозначаемый как Атлас кочевых технологий (Арктика), не имеет аналогов в мировой науке. По методике и методологии работа соответствует мировому уровню исследований. Ее актуальность и практическая значимость определяется, с одной стороны, географией проведения исследований и последующей имплементации их результатов (Арктика), с другой — их направленностью на теоретическую и практическую разработку столь сложного явления как движение (особенно в гуманитарных науках), имеющего очевидные перспективы в различных областях современной деятельности, обозначаемых понятием «мобильность». В числе других научно-практических вариантов использования результатов исследований, они могут послужить основой совершенствования и оптимизации стратегий освоения Арктики (с учетом традиционных кочевых технологий), разработки совместных проектов коренных северян-кочевников и ресурсодобывающих корпораций.