КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 17-78-30028
НазваниеФакторы успешности в обучении: лонгитюдное кросскультурное генетически информативное исследование
Руководитель Малых Сергей Борисович, Доктор психологических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова» , г Москва
Конкурс №25 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение исследований научными лабораториями мирового уровня в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования
Ключевые слова Лонгитюдное исследование, развитие, интеллект, когнитивные способности, личность, мотивация, образовательная среда, семейная среда, успешность в обучении, Единый государственный экзамен, сибсы, перекрестно-лонгитюдный анализ, гены-кандидаты, однонуклеотидные полиморфизмы
Код ГРНТИ15.31.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проблема успешности обучения одна из тех фундаментальных проблем, решение которой лежит в основе как теоретических, так практических задач. В рамках этой проблемы особое место занимает изучение факторов успешности обучения, так как это тот фундамент, который находится в основе эффективности системы образования. Проблема успешности обучения имеет важное значение не только для каждого человека, но и для общества в целом, поскольку от этого зависит экономическое благосостояния, технологический прогресс и инновационное развитие государства. Успешность в обучении лежит в основе жизненного успеха и самореализации каждого человека, поэтому изучение механизмов, определяющих жизненные шансы на протяжении жизненного пути человека, становится чрезвычайно актуальной задачей и глобальным вызовом современного технологического общества. Недавние исследования показывают, что образование является центральным механизмом формирования (ограничения или поддержки) жизненного успеха (Johnson et al., 2010). Индивидуально-психологические особенности ребенка – когнитивные, а также так называемые не-когнитивные особенности (связанные с личностью, мотивацией и др.) являются важнейшими индивидуальными характеристиками для предсказания академической и профессиональной успешности (Johnson et al., 2010 и др.). Кроме того, средовые особенности, в которых развивается ребенок, – специфика семейной и школьной микросреды, а также макросредовые условия, играют важную роль в успешности обучения.
Развитие каждого ребенка уникально и, соответственно, наблюдается огромное разнообразие индивидуальных жизненных траекторий. В системе образования эта уникальность проявляется в разном темпе и качестве усвоения новых знаний. Одни дети усваивают знания быстро и качественно, легко генерируют новые идеи. Другим детям для достижения высоких результатов требуется больше времени и другие способы изложения учебного материала. Все многообразие поведения человека (в том числе когнитивное развитие и успешность/неуспешность в обучении) формируется в условиях сложных процессов генотип-средового взаимодействия. Наличие генетически обусловленных различий между людьми позволяет объяснить тот факт, что люди по-разному развиваются в ответ на схожие условия. Геном влияет на поведение человека, прежде всего, посредством внутренних процессов. Среди известных опосредующих конструктов можно выделить характеристики личности, такие как «Большая Пятерка», мотивация или познавательные способности. Обучение – это высоко динамичный процесс, в котором влияния, осуществляющиеся в ранний период жизни человека, воздействует на относительное влияние более поздних вложений, и, безусловно, на итоговые результаты (Heckman, 2006). Все эти процессы происходят в контексте той или иной культуры, языка, структурным, а также институциональным характеристикам общества, уровня развития образования в разных государствах. Для изучения динамичного процесса психического развития и понимания причинно-следственных отношений в формировании успешности обучения необходимы масштабные лонгитюдные исследования. Лонгитюдные междисциплинарные исследования – это аналог научных установок класса «мегасайенс» в сфере наук об образовании как по сложности организации, так и по требуемым ресурсам (своего рода телескоп Хаббл социальных исследований по Butz et al., 2006).
Данный лонгитюдный кросскультурный генетически информативный проект направлен на изучение факторов и механизмов формирования успешности в обучении. В рамках проекта предполагается решение следующих задач: изучение нормативных траекторий развития (и ее отклонений) психологических фенотипов современного ребенка на начальном, основном и полном уровнях общего образования; разработка типологии индивидуальных траекторий когнитивного развития; изучение возрастных особенностей и структуры взаимосвязей когнитивных и некогнитивных психологических характеристик, особенностей семейной и образовательной среды, связанных с академической успешностью; оценку влияния проксимальных (мотивация и т.п.) и дистальных феноменов (образовательная и семейная среда) на когнитивное развитие ребенка; оценка межиндивидуальных различий в индивидуальных траекториях развития; анализ ассоциаций ряда однонуклеотидных полиморфизмов с когнитивными фенотипами и академической успешностью; выявление причинно-следственных отношений роли психологическими фенотипами и успешностью обучения в ходе развития; оценка влияния макросреды двух государств (уровень развития образования, социально-экономический уровень и т.д.) на особенности взаимосвязей изучаемых признаков и успешности обучения.
Для решения этих задач будет организован и проведен масштабный кросскультурный лонгитюдный проект. В исследовании примут участие школьники двух государств - членов Евразийского экономического союза (Российская Федерация и Кыргызская Республика), сходных по организации системы образовании, но различающихся по языку, культуре, структурным, а также институциональным характеристикам общества. Выборку исследования составят 1300 школьников из России и 1700 из Кыргызстана (в том числе, школьники с родным киргизским языком и школьники с родным русским языком). Всего в исследовании примут участие 3000 школьников, возрастной диапазон участников охватывает весь период школьного обучения (от 6,5 до 18 лет). В ходе реализации проекта предполагается 3 волны измерений 3000 обучающихся всех уровней общего образования в 2018, 2019 и 2020 годах. Всего за этот период будут собраны 9000 наборов комплексных индивидуальных данных, включающих различные показатели когнитивного развития. Кроме того, будут собраны данные по личностным характеристикам, мотивации, семейным отношениям, образовательной среде школ. В настоящее время на российской выборке проведено три измерения лонгитюдного прослеживания и одно измерение лонгитюдного исследования на киргизской выборке соответственно. В ходе реализации проекта будут собраны данные шести измерений на российской выборке и четырех измерений на киргизской выборке. В рамках генетически информативного дизайна исследования будет сформирована и специально проаназилирована подвыборка сиблингов (800 школьников из России и Киргызстана). Также предполагается провести молекулярно-генетический анализ ассоциаций ряда однонуклеотидных полиморфизмов с психологическими фенотипами и академической успешностью (1000 участников). Междисциплинарный подход к анализу факторов успешности обучения в сочетании со сложными статистическими методами анализа позволит проверить гипотезы о направлении причинно-следственных связей анализируемых параметров в культурных сообществах, представляющих европейскую и азиатскую модели, а также идентифицировать гены, участвующие в развитии когнитивных характеристик и успешности в обучении. В результате выполнения проекта будут получены новые данные о средовых и индивидуально-психологических факторах успешности обучения в ходе развития, что позволит использовать эти данные для разработки технологий повышения эффективности системы образования.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Публикации
1. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Children's perception of parental attitudes: Russia-Kyrgyzstan cross-cultural study ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04007 (год публикации - 2018)
2.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Does symbolic and non-symbolic estimation ability predict mathematical achievement across primary school years?
ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04006 (год публикации - 2018)
10.1051/itmconf/20181804006
3.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the parental bonding instrument
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences., V. XLIX. pp. 671–678. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.78
4.
Трухан Т., Васин Г., Тихомирова Т., Малых С.
Numerical estimation abilities in Russian school-age children: evidence of exponential growth
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX. pp. 698–705. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.81
5.
Воронин И., Малых С., Тихомирова Т.
Shared environmental sources of the variation in nonverbal intelligence are largely twin-specific: the study of twin and sibling pairs from Russia
Behavior Genetics, V. 48, p. 519 (год публикации - 2018)
10.1007/s10519-018-9929-8
6.
Кузьмина Ю., Реан А., Зинченко Ю., Фенин А., Малых А., Ковас Ю, Малых С.
BFQ-RB(Russian Brief): Short big-five questionnaire to measure facets and factors of personality
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 326-337. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.37
7.
Захаров И., Швец Е., Тахирова З., Хуснутдинова Э.
The developmental changes in number sense throughout the school-age
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 815-823. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.93
8.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ
Психологический журнал, Т. 39. – № 6. – стр. 47–58. (год публикации - 2018)
10.31857/S020595920000831-0
9.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross‐cultural Longitudinal Study
Developmental Science, V. 22(4). P. e12823. (год публикации - 2019)
10.1111/desc.12823
10.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence
Frontiers in Psychology (год публикации - 2019)
10.3389/fpsyg.2019.02724
11.
Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике
Сибирский психологический журнал, № 73. С.159 – 175 (год публикации - 2019)
10.17223/17267080/73/10
12.
Малых С., Еникеева Р., Казанцева А., Хуснутдинова Э.
Sex-specific effect of NRXN1 and NRG1 genes polymorphisms on individual differences in working memory
Behavior Genetics, V. 49. P. 535 (год публикации - 2019)
10.1007/s10519-019-09973-8
13.
Колясников П., Никульчев Е., Белов В., Силаева А., Косенков А., Малых А., Тахирова З., Малых С.
Analysis of Software Tools for Longitudinal Studies in Psychology
International Journal of Advanced Computer Science and Applications, V.10 (8). pp. 21–33. (год публикации - 2019)
10.14569/IJACSA.2019.0100804
14.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Molecular Genetic Studies of Cognitive Ability
Russian Journal of Genetics, V. 55(7). pp.783–793. (год публикации - 2019)
10.1134/S1022795419070111
15.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Молекулярно-генетические исследования когнитивных способностей
Генетика, Т. 55. № 7. С. 741–754. (год публикации - 2019)
10.1134/S0016675819070117
16.
Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Domain-general cognitive functions fully explained growth in nonsymbolic magnitude representation but not in symbolic representation in elementary school children
PLoS ONE, 15(2),e0228960 (год публикации - 2020)
10.1371/journal.pone.0228960
17.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Predicting Academic Achievement with Cognitive Abilities: Cross-Sectional Study across School Education
Behavioral Sciences, V.10 (10). P.158. (год публикации - 2020)
10.3390/bs10100158
18.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование
Психологический журнал, Т.41. №2. С.26–38. (год публикации - 2020)
10.31857/S020595920008507-3
19.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Stress-Associated Cognitive Functioning Is Controlled by Variations in Synaptic Plasticity Genes
Russian Journal of Genetics, V. 56(1). pp. 88–95. (год публикации - 2020)
10.1134/S1022795420010068
20. С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова Личностные черты и интеллект как факторы общей академической успешности Вопросы психологии, Т.66. №3. С. 26 – 44. (год публикации - 2020)
21.
Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Тихомирова Т.Н.
Cross-cultural longitudinal study of development of approximate number sense across the elementary school years
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
22.
Малых С.Б., Леонов С.В., Рикель А.М., Шилко Р.С.
Personality and Cognitive Traits as Predictors of Math Exams Success Rates in High School Age
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
23.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Взаимосвязь стресс-обусловленного когнитивного функционирования с вариантами генов регуляции синаптической пластичности
Генетика, Т. 56. № 1. С. 98–106. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820010063
24.
Мустафин Р.Н. , Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Генетические механизмы когнитивного развития
Генетика, Т. 56. № 8. С. 865–877. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820070115
25.
Мустафин Р.Н., Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Genetic Mechanisms of Cognitive Development
Russian Journal of Genetics, Т. 56. №. 8. pp. 891–902. (год публикации - 2020)
10.1134/S102279542007011X
26.
Еникеева Р.Ф., Казанцева А.В., Давыдова Ю.А., Тахирова З.Р., Мустафин Р.Н., Лобаскова М.М., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
The role of inflammatory system genes in non-verbal intelligence in mentally healthy individuals
Behavior Genetics, V. 50(6), p. 453. (год публикации - 2020)
10.1007/s10519-020-10018-8
27.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Visuospatial Working Memory Development across Years of Schooling
Psychology in Russia: State of the Art., V. 13(4), pp. 207-222. (год публикации - 2020)
10.11621/pir.2020.0414
28. Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н. Developmental changes in ANS precision across grades 1−9: different patterns for accuracy and reaction time Frontiers in Psychology (год публикации - 2020)
29.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the Сhildren’s report of parental behavior inventory
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 367–374 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.39
30.
Малых С.Б., Лысенкова И.А., Захаров И.М., Тихомирова Т.Н.
Cognitive predictors of academic achievement at high school age: cross-cultural study
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 235–247 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.23
31.
Тихомирова Т.Н., Гайдамашко И.В., Малых А.С., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Assessment of success in learning mathematics: cross-cultural analysis
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 346–352 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.37
32.
Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Исматуллина В.И., Малых С.Б.
Cross-cultural study of mother-child interactions and child’s intelligence
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 353–366. (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.38
Публикации
1. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Children's perception of parental attitudes: Russia-Kyrgyzstan cross-cultural study ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04007 (год публикации - 2018)
2.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Does symbolic and non-symbolic estimation ability predict mathematical achievement across primary school years?
ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04006 (год публикации - 2018)
10.1051/itmconf/20181804006
3.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the parental bonding instrument
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences., V. XLIX. pp. 671–678. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.78
4.
Трухан Т., Васин Г., Тихомирова Т., Малых С.
Numerical estimation abilities in Russian school-age children: evidence of exponential growth
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX. pp. 698–705. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.81
5.
Воронин И., Малых С., Тихомирова Т.
Shared environmental sources of the variation in nonverbal intelligence are largely twin-specific: the study of twin and sibling pairs from Russia
Behavior Genetics, V. 48, p. 519 (год публикации - 2018)
10.1007/s10519-018-9929-8
6.
Кузьмина Ю., Реан А., Зинченко Ю., Фенин А., Малых А., Ковас Ю, Малых С.
BFQ-RB(Russian Brief): Short big-five questionnaire to measure facets and factors of personality
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 326-337. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.37
7.
Захаров И., Швец Е., Тахирова З., Хуснутдинова Э.
The developmental changes in number sense throughout the school-age
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 815-823. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.93
8.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ
Психологический журнал, Т. 39. – № 6. – стр. 47–58. (год публикации - 2018)
10.31857/S020595920000831-0
9.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross‐cultural Longitudinal Study
Developmental Science, V. 22(4). P. e12823. (год публикации - 2019)
10.1111/desc.12823
10.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence
Frontiers in Psychology (год публикации - 2019)
10.3389/fpsyg.2019.02724
11.
Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике
Сибирский психологический журнал, № 73. С.159 – 175 (год публикации - 2019)
10.17223/17267080/73/10
12.
Малых С., Еникеева Р., Казанцева А., Хуснутдинова Э.
Sex-specific effect of NRXN1 and NRG1 genes polymorphisms on individual differences in working memory
Behavior Genetics, V. 49. P. 535 (год публикации - 2019)
10.1007/s10519-019-09973-8
13.
Колясников П., Никульчев Е., Белов В., Силаева А., Косенков А., Малых А., Тахирова З., Малых С.
Analysis of Software Tools for Longitudinal Studies in Psychology
International Journal of Advanced Computer Science and Applications, V.10 (8). pp. 21–33. (год публикации - 2019)
10.14569/IJACSA.2019.0100804
14.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Molecular Genetic Studies of Cognitive Ability
Russian Journal of Genetics, V. 55(7). pp.783–793. (год публикации - 2019)
10.1134/S1022795419070111
15.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Молекулярно-генетические исследования когнитивных способностей
Генетика, Т. 55. № 7. С. 741–754. (год публикации - 2019)
10.1134/S0016675819070117
16.
Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Domain-general cognitive functions fully explained growth in nonsymbolic magnitude representation but not in symbolic representation in elementary school children
PLoS ONE, 15(2),e0228960 (год публикации - 2020)
10.1371/journal.pone.0228960
17.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Predicting Academic Achievement with Cognitive Abilities: Cross-Sectional Study across School Education
Behavioral Sciences, V.10 (10). P.158. (год публикации - 2020)
10.3390/bs10100158
18.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование
Психологический журнал, Т.41. №2. С.26–38. (год публикации - 2020)
10.31857/S020595920008507-3
19.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Stress-Associated Cognitive Functioning Is Controlled by Variations in Synaptic Plasticity Genes
Russian Journal of Genetics, V. 56(1). pp. 88–95. (год публикации - 2020)
10.1134/S1022795420010068
20. С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова Личностные черты и интеллект как факторы общей академической успешности Вопросы психологии, Т.66. №3. С. 26 – 44. (год публикации - 2020)
21.
Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Тихомирова Т.Н.
Cross-cultural longitudinal study of development of approximate number sense across the elementary school years
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
22.
Малых С.Б., Леонов С.В., Рикель А.М., Шилко Р.С.
Personality and Cognitive Traits as Predictors of Math Exams Success Rates in High School Age
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
23.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Взаимосвязь стресс-обусловленного когнитивного функционирования с вариантами генов регуляции синаптической пластичности
Генетика, Т. 56. № 1. С. 98–106. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820010063
24.
Мустафин Р.Н. , Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Генетические механизмы когнитивного развития
Генетика, Т. 56. № 8. С. 865–877. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820070115
25.
Мустафин Р.Н., Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Genetic Mechanisms of Cognitive Development
Russian Journal of Genetics, Т. 56. №. 8. pp. 891–902. (год публикации - 2020)
10.1134/S102279542007011X
26.
Еникеева Р.Ф., Казанцева А.В., Давыдова Ю.А., Тахирова З.Р., Мустафин Р.Н., Лобаскова М.М., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
The role of inflammatory system genes in non-verbal intelligence in mentally healthy individuals
Behavior Genetics, V. 50(6), p. 453. (год публикации - 2020)
10.1007/s10519-020-10018-8
27.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Visuospatial Working Memory Development across Years of Schooling
Psychology in Russia: State of the Art., V. 13(4), pp. 207-222. (год публикации - 2020)
10.11621/pir.2020.0414
28. Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н. Developmental changes in ANS precision across grades 1−9: different patterns for accuracy and reaction time Frontiers in Psychology (год публикации - 2020)
29.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the Сhildren’s report of parental behavior inventory
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 367–374 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.39
30.
Малых С.Б., Лысенкова И.А., Захаров И.М., Тихомирова Т.Н.
Cognitive predictors of academic achievement at high school age: cross-cultural study
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 235–247 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.23
31.
Тихомирова Т.Н., Гайдамашко И.В., Малых А.С., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Assessment of success in learning mathematics: cross-cultural analysis
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 346–352 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.37
32.
Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Исматуллина В.И., Малых С.Б.
Cross-cultural study of mother-child interactions and child’s intelligence
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 353–366. (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.38
Публикации
1. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Children's perception of parental attitudes: Russia-Kyrgyzstan cross-cultural study ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04007 (год публикации - 2018)
2.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Does symbolic and non-symbolic estimation ability predict mathematical achievement across primary school years?
ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04006 (год публикации - 2018)
10.1051/itmconf/20181804006
3.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the parental bonding instrument
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences., V. XLIX. pp. 671–678. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.78
4.
Трухан Т., Васин Г., Тихомирова Т., Малых С.
Numerical estimation abilities in Russian school-age children: evidence of exponential growth
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX. pp. 698–705. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.81
5.
Воронин И., Малых С., Тихомирова Т.
Shared environmental sources of the variation in nonverbal intelligence are largely twin-specific: the study of twin and sibling pairs from Russia
Behavior Genetics, V. 48, p. 519 (год публикации - 2018)
10.1007/s10519-018-9929-8
6.
Кузьмина Ю., Реан А., Зинченко Ю., Фенин А., Малых А., Ковас Ю, Малых С.
BFQ-RB(Russian Brief): Short big-five questionnaire to measure facets and factors of personality
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 326-337. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.37
7.
Захаров И., Швец Е., Тахирова З., Хуснутдинова Э.
The developmental changes in number sense throughout the school-age
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 815-823. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.93
8.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ
Психологический журнал, Т. 39. – № 6. – стр. 47–58. (год публикации - 2018)
10.31857/S020595920000831-0
9.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross‐cultural Longitudinal Study
Developmental Science, V. 22(4). P. e12823. (год публикации - 2019)
10.1111/desc.12823
10.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence
Frontiers in Psychology (год публикации - 2019)
10.3389/fpsyg.2019.02724
11.
Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике
Сибирский психологический журнал, № 73. С.159 – 175 (год публикации - 2019)
10.17223/17267080/73/10
12.
Малых С., Еникеева Р., Казанцева А., Хуснутдинова Э.
Sex-specific effect of NRXN1 and NRG1 genes polymorphisms on individual differences in working memory
Behavior Genetics, V. 49. P. 535 (год публикации - 2019)
10.1007/s10519-019-09973-8
13.
Колясников П., Никульчев Е., Белов В., Силаева А., Косенков А., Малых А., Тахирова З., Малых С.
Analysis of Software Tools for Longitudinal Studies in Psychology
International Journal of Advanced Computer Science and Applications, V.10 (8). pp. 21–33. (год публикации - 2019)
10.14569/IJACSA.2019.0100804
14.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Molecular Genetic Studies of Cognitive Ability
Russian Journal of Genetics, V. 55(7). pp.783–793. (год публикации - 2019)
10.1134/S1022795419070111
15.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Молекулярно-генетические исследования когнитивных способностей
Генетика, Т. 55. № 7. С. 741–754. (год публикации - 2019)
10.1134/S0016675819070117
16.
Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Domain-general cognitive functions fully explained growth in nonsymbolic magnitude representation but not in symbolic representation in elementary school children
PLoS ONE, 15(2),e0228960 (год публикации - 2020)
10.1371/journal.pone.0228960
17.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Predicting Academic Achievement with Cognitive Abilities: Cross-Sectional Study across School Education
Behavioral Sciences, V.10 (10). P.158. (год публикации - 2020)
10.3390/bs10100158
18.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование
Психологический журнал, Т.41. №2. С.26–38. (год публикации - 2020)
10.31857/S020595920008507-3
19.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Stress-Associated Cognitive Functioning Is Controlled by Variations in Synaptic Plasticity Genes
Russian Journal of Genetics, V. 56(1). pp. 88–95. (год публикации - 2020)
10.1134/S1022795420010068
20. С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова Личностные черты и интеллект как факторы общей академической успешности Вопросы психологии, Т.66. №3. С. 26 – 44. (год публикации - 2020)
21.
Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Тихомирова Т.Н.
Cross-cultural longitudinal study of development of approximate number sense across the elementary school years
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
22.
Малых С.Б., Леонов С.В., Рикель А.М., Шилко Р.С.
Personality and Cognitive Traits as Predictors of Math Exams Success Rates in High School Age
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
23.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Взаимосвязь стресс-обусловленного когнитивного функционирования с вариантами генов регуляции синаптической пластичности
Генетика, Т. 56. № 1. С. 98–106. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820010063
24.
Мустафин Р.Н. , Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Генетические механизмы когнитивного развития
Генетика, Т. 56. № 8. С. 865–877. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820070115
25.
Мустафин Р.Н., Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Genetic Mechanisms of Cognitive Development
Russian Journal of Genetics, Т. 56. №. 8. pp. 891–902. (год публикации - 2020)
10.1134/S102279542007011X
26.
Еникеева Р.Ф., Казанцева А.В., Давыдова Ю.А., Тахирова З.Р., Мустафин Р.Н., Лобаскова М.М., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
The role of inflammatory system genes in non-verbal intelligence in mentally healthy individuals
Behavior Genetics, V. 50(6), p. 453. (год публикации - 2020)
10.1007/s10519-020-10018-8
27.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Visuospatial Working Memory Development across Years of Schooling
Psychology in Russia: State of the Art., V. 13(4), pp. 207-222. (год публикации - 2020)
10.11621/pir.2020.0414
28. Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н. Developmental changes in ANS precision across grades 1−9: different patterns for accuracy and reaction time Frontiers in Psychology (год публикации - 2020)
29.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the Сhildren’s report of parental behavior inventory
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 367–374 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.39
30.
Малых С.Б., Лысенкова И.А., Захаров И.М., Тихомирова Т.Н.
Cognitive predictors of academic achievement at high school age: cross-cultural study
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 235–247 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.23
31.
Тихомирова Т.Н., Гайдамашко И.В., Малых А.С., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Assessment of success in learning mathematics: cross-cultural analysis
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 346–352 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.37
32.
Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Исматуллина В.И., Малых С.Б.
Cross-cultural study of mother-child interactions and child’s intelligence
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 353–366. (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.38
Публикации
1. Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Children's perception of parental attitudes: Russia-Kyrgyzstan cross-cultural study ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04007 (год публикации - 2018)
2.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Does symbolic and non-symbolic estimation ability predict mathematical achievement across primary school years?
ITM Web of Conferences, V. 18, p. 04006 (год публикации - 2018)
10.1051/itmconf/20181804006
3.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the parental bonding instrument
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences., V. XLIX. pp. 671–678. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.78
4.
Трухан Т., Васин Г., Тихомирова Т., Малых С.
Numerical estimation abilities in Russian school-age children: evidence of exponential growth
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX. pp. 698–705. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.81
5.
Воронин И., Малых С., Тихомирова Т.
Shared environmental sources of the variation in nonverbal intelligence are largely twin-specific: the study of twin and sibling pairs from Russia
Behavior Genetics, V. 48, p. 519 (год публикации - 2018)
10.1007/s10519-018-9929-8
6.
Кузьмина Ю., Реан А., Зинченко Ю., Фенин А., Малых А., Ковас Ю, Малых С.
BFQ-RB(Russian Brief): Short big-five questionnaire to measure facets and factors of personality
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 326-337. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.37
7.
Захаров И., Швец Е., Тахирова З., Хуснутдинова Э.
The developmental changes in number sense throughout the school-age
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XLIX, p. 815-823. (год публикации - 2018)
10.15405/epsbs.2018.11.02.93
8.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ
Психологический журнал, Т. 39. – № 6. – стр. 47–58. (год публикации - 2018)
10.31857/S020595920000831-0
9.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross‐cultural Longitudinal Study
Developmental Science, V. 22(4). P. e12823. (год публикации - 2019)
10.1111/desc.12823
10.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
The Relationship Between Non-symbolic and Symbolic Numerosity Representations in Elementary School: The Role of Intelligence
Frontiers in Psychology (год публикации - 2019)
10.3389/fpsyg.2019.02724
11.
Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Когнитивные характеристики младших школьников с различным уровнем успеваемости по математике
Сибирский психологический журнал, № 73. С.159 – 175 (год публикации - 2019)
10.17223/17267080/73/10
12.
Малых С., Еникеева Р., Казанцева А., Хуснутдинова Э.
Sex-specific effect of NRXN1 and NRG1 genes polymorphisms on individual differences in working memory
Behavior Genetics, V. 49. P. 535 (год публикации - 2019)
10.1007/s10519-019-09973-8
13.
Колясников П., Никульчев Е., Белов В., Силаева А., Косенков А., Малых А., Тахирова З., Малых С.
Analysis of Software Tools for Longitudinal Studies in Psychology
International Journal of Advanced Computer Science and Applications, V.10 (8). pp. 21–33. (год публикации - 2019)
10.14569/IJACSA.2019.0100804
14.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Molecular Genetic Studies of Cognitive Ability
Russian Journal of Genetics, V. 55(7). pp.783–793. (год публикации - 2019)
10.1134/S1022795419070111
15.
Малых С.Б., Малых А.С., Карунас А.С., Еникеева Р.Ф., Давыдова Ю.Д., Хуснутдинова Э.К.
Молекулярно-генетические исследования когнитивных способностей
Генетика, Т. 55. № 7. С. 741–754. (год публикации - 2019)
10.1134/S0016675819070117
16.
Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Малых С.Б.
Domain-general cognitive functions fully explained growth in nonsymbolic magnitude representation but not in symbolic representation in elementary school children
PLoS ONE, 15(2),e0228960 (год публикации - 2020)
10.1371/journal.pone.0228960
17.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Predicting Academic Achievement with Cognitive Abilities: Cross-Sectional Study across School Education
Behavioral Sciences, V.10 (10). P.158. (год публикации - 2020)
10.3390/bs10100158
18.
Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.
Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование
Психологический журнал, Т.41. №2. С.26–38. (год публикации - 2020)
10.31857/S020595920008507-3
19.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Stress-Associated Cognitive Functioning Is Controlled by Variations in Synaptic Plasticity Genes
Russian Journal of Genetics, V. 56(1). pp. 88–95. (год публикации - 2020)
10.1134/S1022795420010068
20. С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова Личностные черты и интеллект как факторы общей академической успешности Вопросы психологии, Т.66. №3. С. 26 – 44. (год публикации - 2020)
21.
Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Тихомирова Т.Н.
Cross-cultural longitudinal study of development of approximate number sense across the elementary school years
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
22.
Малых С.Б., Леонов С.В., Рикель А.М., Шилко Р.С.
Personality and Cognitive Traits as Predictors of Math Exams Success Rates in High School Age
Personality and Individual Differences, Vol. 157. P. 31. (год публикации - 2020)
10.1016/j.paid.2019.109684
23.
Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Малых С.Б., Галяутдинова С.И., Хуснутдинова Э.К.
Взаимосвязь стресс-обусловленного когнитивного функционирования с вариантами генов регуляции синаптической пластичности
Генетика, Т. 56. № 1. С. 98–106. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820010063
24.
Мустафин Р.Н. , Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Генетические механизмы когнитивного развития
Генетика, Т. 56. № 8. С. 865–877. (год публикации - 2020)
10.31857/S0016675820070115
25.
Мустафин Р.Н., Казанцева А.В., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
Genetic Mechanisms of Cognitive Development
Russian Journal of Genetics, Т. 56. №. 8. pp. 891–902. (год публикации - 2020)
10.1134/S102279542007011X
26.
Еникеева Р.Ф., Казанцева А.В., Давыдова Ю.А., Тахирова З.Р., Мустафин Р.Н., Лобаскова М.М., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К.
The role of inflammatory system genes in non-verbal intelligence in mentally healthy individuals
Behavior Genetics, V. 50(6), p. 453. (год публикации - 2020)
10.1007/s10519-020-10018-8
27.
Тихомирова Т.Н., Малых А.С., Малых С.Б.
Visuospatial Working Memory Development across Years of Schooling
Psychology in Russia: State of the Art., V. 13(4), pp. 207-222. (год публикации - 2020)
10.11621/pir.2020.0414
28. Малых С.Б., Кузьмина Ю.В., Тихомирова Т.Н. Developmental changes in ANS precision across grades 1−9: different patterns for accuracy and reaction time Frontiers in Psychology (год публикации - 2020)
29.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б.
Adaptation of the Russian-language version of the Сhildren’s report of parental behavior inventory
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 367–374 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.39
30.
Малых С.Б., Лысенкова И.А., Захаров И.М., Тихомирова Т.Н.
Cognitive predictors of academic achievement at high school age: cross-cultural study
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 235–247 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.23
31.
Тихомирова Т.Н., Гайдамашко И.В., Малых А.С., Лысенкова И.А., Хуснутдинова Э.К., Малых С.Б.
Assessment of success in learning mathematics: cross-cultural analysis
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 346–352 (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.37
32.
Тихомирова Т.Н., Лысенкова И.А., Исматуллина В.И., Малых С.Б.
Cross-cultural study of mother-child interactions and child’s intelligence
The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, V. XXXIII. – pp. 353–366. (год публикации - 2017)
10.15405/epsbs.2017.12.38